3372

Мир без виз. Можно ли сегодня отказаться от разрешений на въезд

№ 50 от 8 декабря 2015 года 08/12/2015

 

В учебниках истории написано, что Римская империя распалась по трем причинам: из-за великого переселения народов, набегов кочевников и внутреннего кризиса управления. Сегодня многие проводят параллели между историей античности и современной ситуацией в Евросоюзе, который также столкнулся с небывалым переселением (только в 2015 году - около 900 тыс. беженцев, а в Турции уже скопились более 2 млн человек, рвущихся в Европу), атаками «кочевников» из ИГИЛ и противоречиями между своими членами в решении вопроса, как же из этого положения выходить. Как справится с этими вызовами Евросоюз? Сохранит ли свое базовое отличие - внутренний безвизовый режим? Как этот кризис отразится на визовой политике в отношении Беларуси? В этом с помощью экспертов из разных стран попытался разобраться «АиФ» во время пресс-тура в Литву.

Нет «шенгена» - нет евро

50-09-3Ставится ли сегодня вопрос о закрытии границ внутри ЕС в связи с миграционным кризисом и терактами в центре Европы? «Шенгенские правила предусматривают временный ввод контроля на внутренних границах. Но вопрос полного закрытия границ и возвращения к состоянию до «шенгена» сегодня в Евросоюзе не обсуждается, - высказал свое мнение министр иностранных дел Литвы Линас ЛИНКЯВИЧЮС. - Мы считаем, что это было бы неправильно и нужно сделать все, чтобы сохранить шенгенскую систему, одно из главных завоеваний Евросоюза. Идея ограничения не решит проблемы, здесь другие корни. Нужно тщательно их изучать и бороться с причинами, а не только с последствиями. Мы видим решение проблем в усилении внешних границ Евросоюза, создании центров регистрации и управления потоками беженцев и налаживании процесса возвращения на родину тех, кто не имеет оснований для размещения в ЕС».

СПРАВКА
  • ˜ По данным МИД РБ, белорусам не нужна виза в 25 стран мира. Для сравнения: граждане Литвы и Польши без визы могут посещать 157 стран, Финляндии - 174 страны.
  • ˜ Около 15 стран находятся в переговорном процессе с РБ по отмене визового режима, среди них Бразилия, Сингапур, ОАЭ, Китай, Южная Корея.
  • ˜ В 2014 году 895 белорусов просили убежища в ЕС.

Кстати, Литва взяла на себя обязательство принять 1105 беженцев, попавших в Евросоюз, которые, по прогнозам министра, прибудут в страну в начале 2016 года.

- Поиски единого подхода еще ведутся, и предложения очень различаются, - уточняет аналитик Александр ГЕРАСИМЕНКО, представитель литовской организации «Belarus Watch». - Австрия строит забор на границе со Словенией, Дания предлагает уменьшить социальные выплаты беженцам и ограничить для них срок вида на жительство тремя годами, Швеция, наоборот, настаивает на щедрых выплатах тем, кто прибыл из зон военных конфликтов, Нидерланды предлагают создать «мини-шенген» для избранных стран. Но в данной дискуссии наиболее показательно мнение председателя Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера, который сказал: «Если не будет «шенгена», не будет и евро». Мне кажется, большинство политиков ЕС это понимают и будут решать проблему иными способами, а не ограничением Шенгенских соглашений.

А что будет с внешними границами ЕС? Не ужесточится ли визовая политика на его восточной границе, в том числе для белорусов, которые активно посещают страны Евросоюза? В 2014 году нам были выданы около 880 тыс. шенгенских виз, половина из которых - мультивизы (многократные). По словам Линаса Линкявичюса, позиция Брюсселя не предусматривает введения новых ограничений для белорусов из-за миграционного кризиса.

Виза - анахронизм

50-09-2Эксперт из Польши, представитель Фонда им. Стефана Батория Кшиштоф МРОЗЕК считает, что виза в принципе не решает вопросов безопасности, это устаревший элемент системы защиты границ, от которого нужно активно отказываться.

- Принято считать, что визы в ЕС нужны для управления миграцией, борьбы с трансграничной преступностью и терроризмом, выстраивания отношений с другими странами (введение виз для «недружественных» и отмена для «дружественных» государств, использование визовых санкций в отношении политиков). Однако, если проанализировать ситуацию, становится ясно, что визы на это по большому счету не влияют. Они не защитили Европу от терактов, не остановили потоки беженцев, поскольку этот инструмент вообще к ним не имеет отношения. Эти риски возможно минимизировать, просто усилив контроль на самой границе. Многие уверены, что двойной контроль (в консульстве и на границе) эффективнее единичного. Но консулы тратят на проверку одного заявления в среднем не больше минуты, поэтому считать это эффективной защитой нельзя. Многие политики это уже понимают, как и то, что выгоду от визовой системы нельзя сравнить с потерями из-за нее. Поэтому в апреле 2014 года Еврокомиссия предложила внести в Визовый кодекс ЕС следующие изменения по либерализации визовой политики: упрощение оформления виз; требование меньшего числа документов, ускорение принятия решения, сотрудничество консульств, электронное заявление; выдача мультивиз сроком до 3 или 5 лет тем путешественникам, которые часто посещают ЕС и зарегистрированы в VIS; введение «гастрольной визы», позволяющей деятелям культуры пребывать в ЕС в течение года. Были сделаны выводы, что эти изменения принесут ЕС более 1,5 млрд евро за счет развития туризма и инвестиций, поспособствуют созданию новых рабочих мест.

VIS - это визовая информационная система ЕС, запущенная в 2015 году. Благодаря ей пограничник имеет такой же доступ к истории въездов путешественника, как и консул в посольстве. То есть необходимость в первом звене контроля отпадает. Снятие визового режима не означает открытия границ, но значительно повышает свободу передвижений, пояснил эксперт.

Перспективы для Беларуси

Согласно данным  агентства Европейского союза по безопасности внешних границ Frontex восточная граница ЕС - самая спокойная, ее невозможно сравнить с южной границей, через которую идут основные потоки беженцев и угроз. Между тем, граждане всех восточных стран - соседей ЕС, кроме Молдовы (безвизовый режим с 28.04.2014 г.), вынуждены получать визы для поездки в ЕС. Что касается белорусов, то у нас минимальное количество отказов в выдаче шенгенских виз - 0,3%. Для сравнения: в РФ - 0,9%, в Грузии - 12,7%, в Армении - 10%, в Украине - 2% отказов. При этом Беларусь - единственная страна, у которой нет упрощенного визового режима* с ЕС, хотя переговоры по этому вопросу ведутся с 2014 года. Также не работает режим малого приграничного движения с Литвой и Польшей, хотя соглашения были подписаны 5 лет назад. По оптимистичным прогнозам аналитиков, соглашение об упрощении визового режима РБ с ЕС может быть подписано в 2016 году, по пессимистичным - в 2018 году, когда в Совете Европейского союза будет председательствовать Эстония.

По мнению Кшиштофа Мрозека, если предложенные Еврокомиссией изменения в Визовый кодекс ЕС будут приняты, это положительно скажется на гражданах Беларуси и упростит нам выезд за границу. Интересно, что произойдет быстрее - утверждение новой редакции Визового кодекса или завершение переговорного процесса РБ с ЕС?

Любой кризис - это проверка ценностей. Если в шаткой ситуации не отказываться от тех ценностей, на которых базируется система, то она не разрушится. Поэтому, как это ни парадоксально, возможно, именно сегодня нужно более активно решать вопросы о свободе передвижения в Европе.

Пресс-тур был организован общественной кампанией «В Беларусь и Европу - БЕЗ ВИЗЫ!» (Novisa.by) и ПУ «Центр визовой фасилитации и мобильности».
*Договор по упрощению визового режима предусматривает сокращение стоимости визы до
35, выдачу большего числа мультивиз, бесплатных виз определённым группам, сокращение срока принятия решения.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно