12521

Европа теряет туристов. Будут ли приняты изменения в Визовый кодекс ЕС?

№ 29 от 16 июля 2014 года 16/07/2014

 

- Сначала преждевременными переговоры по визовым вопросам считали органы Евросоюза, - напомнил «АиФ» аналитик Белорусского института стратегических исследований Андрей ЕЛИСЕЕВ. - В 2004-2007 гг. Беларусь несколько раз обращалась в Еврокомиссию с предложениями о начале переговоров об упрощении визового режима, но органы ЕС отказывали, ссылаясь на проблемы с демократией и правами человека в стране. В 2010 г. в ЕС наконец одержала верх идея, что привязка упрощения визовых процедур к прогрессу в политических реформах и правах человека в Беларуси контрпродуктивна. В итоге накануне президентских выборов в Беларуси в октябре 2010 г. Совет ЕС призвал Еврокомиссию подготовить переговорные директивы по заключению соглашений об упрощенном визовом режиме и реадмиссии с Беларусью. Несмотря на резкое ухудшение отношений между ЕС и Беларусью после выборов, органы ЕС продолжили внутренние согласования, и, наконец, в июне 2011 г. Еврокомиссия направила Беларуси приглашение начать соответствующие переговоры. Однако на этом этапе ситуация резко изменилась: уже белорусские власти, ссылаясь на проведение Евросоюзом санкционной политики и замораживание контактов на высшем уровне, посчитали продвижение по визовому вопросу преждевременным.

Лишь в прошлом году на саммите Восточного партнерства (ВП) министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей заявил о готовности начать долгожданные переговоры.

Отстаем от соседей

Все страны ВП, кроме Беларуси, а также Россия, уже имеют действующие Соглашения об упрощенном визовом режиме с ЕС (Россия - с 2007 г., Украина и Молдова - с 2008 г.), предполагающем уменьшение визового сбора за шенгенскую визу с €60 до €35, или по крайней мере ратифицировали такое соглашение, как Азербайджан.

- Отстает Беларусь от других стран ВП и в плане запуска Соглашения о местном приграничном движении (МПД), которое позволяет жителям приграничья, проживающим не далее 30-50 км от границы, посещать аналогичную приграничную зону соседнего государства без визы в целях торговых, культурных, родственных связей и т.д., - говорит Андрей Елисеев. - Работающий режим о МПД с Латвией охватывает самое малое в численном отношении пограничье - около 65 тыс. населения. Что касается Литвы и Польши, где в совокупности проживают более чем 1,5 млн человек, то запуск режимов МПД с этими странами тормозится уже более двух лет. Тем временем Украина имеет работающие Соглашения о МПД с Польшей, Венгрией, Словакией (вскоре войдет в силу такое же соглашение с Румынией), а Россия - с Норвегией, Латвией и Польшей.

От нас не зависит

Что касается вероятного упрощения визового режима, которое не зависит от белорусских властей, то речь в первую очередь идет о законодательных предложениях Еврокомиссии, обнародованных в апреле 2014 г.

- Под эгидой Еврокомиссии было проведено исследование влияния существующих визовых правил и процедур на поездки иностранных туристов. Оно выявило: во многом существующий порядок получения виз в страны ЕС чрезмерно затратен по времени и  сложен для визовых заявителей, - объясняет аналитик. - В итоге ЕС теряет миллионы потенциальных туристов ежегодно, а значит, и недополучает десятки млрд евро выгоды для туристической и смежных отраслей. При упрощении визовых правил экономика ЕС в течение пяти лет планирует получить дополнительно 130 млрд евро.

Поэтому Еврокомиссия предлагает Совету министров ЕС и Европарламенту одобрить значительные изменения в Визовом кодексе ЕС и принять ряд других регламентов в визовой сфере. Ряд положений вызывают интерес: отмена необходимости иметь медстраховку; обязанность консульства выдавать часто путешествующим визу на три года, а после - на пять лет; отмена сбора для всех несовершеннолетних; возможность страны ЕС при определенных условиях выдавать визу прямо на границе.

Чтобы инициатива была одобрена, нужно согласие всех стран ЕС в Совете министров ЕС, что не очень просто, так как миграционная и визовая сферы довольно чувствительны в политическом плане. Тем не менее есть большая вероятность, что органы ЕС согласятся на предложения Еврокомиссии, и новое визовое законодательство ЕС вступит в силу в 2015 г.

- Тогда может сложиться интересная и… нелепая ситуация, - предполагает Андрей Елисеев. - Все те либеральные изменения, которые предусматривает Соглашение об упрощенном визовом режиме, станут по умолчанию доступны белорусам даже без соглашения. Впрочем, даже если такая ситуация произойдет, это не будет означать, что переговоры об упрощенном визовом режиме пошли насмарку. Заключение и ратификация соглашения, во-первых, подразумевают уменьшение стандартного визового сбора за шенгенскую визу с €60 до €35. Во-вторых, заключенное соглашение предполагает легальную возможность начать так называемый визовый диалог с ЕС, в рамках которого стране предоставляется план действий по визовой либерализации: его выполнение ознаменует переход к безвизовому режиму. В-третьих, позже стороны могут внести изменения в Соглашение об упрощенном визовом режиме, принимая во внимание произошедшие изменения в визовом законодательстве.

Временный поверенный Представительства Европейского союза в Беларуси Рудольф РИШАР подчеркнул: предложение Еврокомиссии - всего лишь предложение, и если страны - члены ЕС с ним не согласятся, изменения в Визовый кодекс приняты не будут.

- Процесс консультаций только начинается, и, возможно, к концу следующего года будет принято какое-то решение. Некоторые предложения я бы назвал очень смелыми, а это революция в визовой политике.

Что касается прогнозов по поводу упрощения визового режима с ЕС, то все зависит от хода переговоров. Первый раунд прошел успешно, следующий состоится осенью. Как показывает практика, обычно такие документы подписываются в течение 1,5-2 лет. Главное, что обе стороны в этом заинтересованы.

Опыт других стран

- Украина долго шла к упрощению визового режима, - рассказала руководитель украинской организации «Европа без барьеров» Ирина СУШКО. - Что можно посоветовать белорусам? Если правительство будет подписывать соглашение, необходимо учитывать все прогрессивные моменты, которые уже наработаны. Более того, нужно понимать, что соглашение - не волшебная палочка, которая решает все проблемы. Наоборот, необходимо иметь определенные знания и практические навыки, чтобы документ работал эффективно.

Беларусь уже сейчас может предпринимать шаги, выгодные для общества, которые в итоге приведут к упрощению визового режима, а потом и отмене виз, например, введение биометрических паспортов.

Директор Республиканского союза туристических организаций Беларуси Валентин ЦЕХМЕЙСТЕР считает, что белорусам нужно не только ждать действий от ЕС, но и самим что-то предпринимать:

- Нам необходимо максимально либерализовать визовый режим для въездного туризма. Узнав, насколько сложна процедура получения белорусской визы, туристы скорее выберут для путешествия Украину, куда для граждан ЕС безвизовый въезд. Мы сейчас боремся за то, чтобы сделать безвизовый въезд в Беларусь хотя бы для граждан стран ЕС, США, Канады, которые не рассматривают нашу страну как форпост для миграции и проникновения через границу в ЕС.

Прецедент, когда визовые ограничения для туристов были сняты, был создан во время ЧМ по хоккею. Эту практику можно продолжать не только во время крупных спортивных мероприятий, но и важных культурных событий, бизнес-форумов. Главное, чтобы перечень мероприятий был в открытом доступе и туристическая сфера могла к ним подготовиться.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно