aif.ru counter
10064

Кто должен заботиться о стариках - их дети, или государство?

№ 4 от 23 января 2013 года 23/01/2013

Между тем в ряде стран никакого противостояния поколений (одни, мол, не заботятся о других) нет, поскольку пенсионеры получают такие пенсии, на которые могут позволить себе качественный уход на дому, а в крайнем случае - и интернат, не отдавая при этом государству своей квартиры. А что в Беларуси? Примерная стоимость платного пребывания в месяц для неодиноких пенсионеров в домах-интернатах общего типа – 2,5 млн руб., психоневрологического типа – 2,9 млн руб., в то время как средняя трудовая пенсия на ноябрь 2012 года, к примеру, составляла 1,9 млн руб., а пенсия за особые заслуги перед государством - 2,8 млн руб. То есть даже именитые пенсионеры, если они не одиноки, с трудом могут позволить себе пребывание в отечественных домах престарелых. В Японии, к примеру, месячное пребывание в доме-интернате обходится пенсионеру  приблизительно в 475-500 долларов, то есть не намного дороже, чем белорусскому (290-340 долларов), при том что размеры пенсий несопоставимы. В Японии государство тоже частично дотирует стационарные дома престарелых, но при этом не взывает к совести детей, а ищет экономические рычаги для решения экономических же проблем. Основная ставка – на развитие надомного ухода и различных форм временного пребывания пожилых людей в стационарах. С 2000 г. в Японии действует страховая система обслуживания престарелых: установлено 12 основных видов обслуживания на дому за счет системы страхования, включая ведение домашнего хозяйства престарелых, уход за ними, купание, организацию реабилитационных процедур и т. д. Это целая индустрия, состоящая из государственных и частных компаний. Беларусь не отличается в этом плане от азиатской страны: наши специалисты тоже признают, что для нормального качества жизни пожилых людей интернатов и госпиталей недостаточно - необходимо развивать систему ухода на дому.

Рента, сиделки, временные палаты

МИРОВОЙ ОПЫТ

В Японии 23,9 миллиона человек - в возрасте 65 лет и старше, это 18,8% населения страны. Чаще всего в типичном доме престарелых живут 10-20 человек. У каждого пенсионера есть личная комната со всеми удобствами. Можно питаться в общей столовой или самостоятельно готовить еду у себя в комнате. Качество услуг в домах престарелых сильно варьируется: они могут быть бесплатными, обеспечиваемыми государством; платными, причем как с арендной платой, так и с единоразовым платежом, дающим право собственности на часть дома престарелых. Предусмотрено 5 уровней обслуживания. Максимально высокий уровень предназначен  для престарелых, совершенно неспособных обслуживать себя. 90% суммы выделяет страховой фонд, 10% оплачивают сами пенсионеры.

Япония - не страна всеобщего благоденствия. Однако у японских пенсионеров есть все основания прожить свою «серебряную жизнь» достойно. Статистика  такова, что пенсионеры там владеют 40% всех личных сбережений. В последние годы японцы-пенсионеры предпочитают уезжать в более дешевые соседние страны - Филиппины, Малайзию. Там за свою пенсию они получают полный пансион, бассейн, ежедневную уборку. В японских домах престарелых присутствуют разнообразные роботы-няни. Например, плюшевый медвежонок, который следит за самочувствием пациента: он может поднять тревогу, когда происходит что-то неожиданное, умеет разговаривать с человеком, расспрашивать о жизни, погоде. Когда по медицинским показателям или по собственному желанию старого человека отправляют в дом престарелых, его связь с семьей стараются максимально сохранить. Одно из решений - специальный телеканал между комнатой пожилого человека в доме престарелых и домом его семьи. Символична судьба японских сельских школ: численность молодого населения в сельской местности уменьшается, и сельские школы переоборудуются в дома престарелых.

Галина ГАВРИЛОВА

Уже сделаны шаги в этом направлении. Наконец принят и вступил в силу с этого года Закон от 13.07.2012 г. №427-З
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законы по вопросам социального обслуживания», который позволит внедрить систему государственного социального заказа, т.е. создать условия для привлечения негосударственных организаций в сферу предоставления социальных услуг. В интернатах появились палаты временного пребывания до 30 дней, а также от месяца до полугода, куда можно поместить пожилого человека, если, к примеру, родственникам нужно съездить в отпуск. По данным  Городского гериатрического центра Минска, в столице на базе 11-й городской клинической больницы открыто хозрасчетное отделение сестринского ухода, где  предлагают квалифицированный медицинский уход и поддерживающее лечение лицам пожилого и старческого возрастов, страдающим тяжелыми неизлечимыми хроническими заболеваниями, в том числе и при временном отсутствии родственников. При территориальных центрах социального обслуживания населения (ТЦСОН) существуют сиделки. Но их, как и временных койко-мест,  все равно пока совершенно не хватает. Возможно, благодаря социальному заказу это направление получит свое развитие. Также летом 2011 года было принято постановление Совмина, узаконившее институт ренты – договор о пожизненном содержании с иждивением, когда  гражданин передает принадлежащее ему жилое помещение в собственность  Минска, а плательщик ренты обязуется осуществлять его пожизненное содержание с иждивением.

Однако, как было заявлено на совещании в Мингориспокоме, пока договоры ренты единичны, в то время как  получателями ренты могут быть тысячи. По мнению столичных чиновников, развитию ренты мешают родственники пенсионеров, которые уговаривают стариков передать свое жилье в наследство, а после сделки ищут пожилому человеку место в интернате, а также менталитет пожилых, которые ко всему новому относятся очень осторожно, тем более если это связано с имуществом. Но винить белорусских пенсионеров в этом сложно – уже не единожды государство изымало их собственность, те же банковские сбережения, и не спешит возвращать. Между тем в Мингорисполкоме считают, что 2013 год станет переломным в развитии института ренты.

Круговорот пособия

Еще одно решение, которое могло бы сократить очереди в интернаты, - это пособие по уходу за нетрудоспособными гражданами. Но здесь есть большие проблемы. Во-первых,  размер пособия  по уходу за одним лицом сегодня составляет чуть более 800 тысяч (100% БПМ), за двумя и более – 1 млн (120% БПМ). При этом пособие могут получить только те, кто  не работает,  не занимается предпринимательской деятельностью, не обучается в дневной форме, не получает пенсии, пособия по безработице… Почему бы не платить это пособие работающим родственникам, зачем ставить их перед таким невыгодным выбором? Это пособие покрыло бы часть  расходов на ту же сиделку, то есть вернулось бы государству и при этом оказало бы хоть какую-то реальную, а не формальную помощь. Вариантов решения проблем качества жизни пожилых много, если не зацикливаться на противопоставлении и конфликте поколений.

КСТАТИ

Стоимость услуг сиделки (за 1 час) в минских ТЦСОН - примерно 20 000-28 000 руб. В соответствии с Программой развития социального обслуживания в городе Минске на 2011-2015 годы, утвержденной решением Мингорсовета от 24 ноября 2010 г. №78, Центры производят возмещение фактических затрат в размере до 1 бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату подачи заявления, нетрудоспособным гражданам, полностью утратившим способность к самообслуживанию и передвижению, на оплату услуг сиделки один раз в месяц.

ЦИФРА

В Беларуси - 77 стационарных учреждений соцобслуживания для престарелых и инвалидов (45 психоневрологических, 22 - для престарелых и инвалидов и 10 - для детей-инвалидов).

 

Автор фото: globallookpress.com

 

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Подписка в 2020 году



Топ 5 читаемых