Для создания невесомости использовали самолет-лабораторию Ту-104А ЛЛ, внутри которого установили макет космического корабля «Восход-2» со шлюзовой камерой. Летчик разгонял самолет до максимальной скорости, брал штурвал «на себя», потом резко «от себя» и летел по параболе Кеплера. На вершине параболы на 30 секунд создавалась невесомость, и испытатель повисал в воздухе. Затем - снова горизонтальный полет, и испытатель падал на маты. И так 5 раз за полет, всего 2,5 минуты невесомости. Но, как утверждают специалисты, это были неимоверные нагрузки на организм. Тогда же Данилович подал заявление о приеме в группу космонавтов. Друзья рассказывали, что Сергей Королев как-то сказал: «Ну что ж, Данилович, я обещаю - ты первым ступишь на Луну…». Однако в 1966 году Королев умер. А 20 июля 1969 года на Луну высадился главный соперник СССР - американский экипаж «Аполлона-11».
Эпоха неба
Конструктор С. Королев |
Валентин Данилович – человек эпохи неба, когда люди, вдохновленные космическими разработками и достижениями страны, увлекались парашютным спортом, мечтали быть космонавтами. В 1954 году он поступает в Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе. Уже 11 июля 1956 года устанавливает первый в своей жизни мировой рекорд в прыжках с парашютом на точность приземления. Скоро становится 6-кратным чемпионом мира. За свои 34 года жизни Валентин совершил более тысячи парашютных прыжков (получается, по 6 прыжков в месяц). Его жена Елена Данилович – тоже рекордсменка СССР, Европы и мира по прыжкам с парашютом из стратосферы, с высоты 14533 м! Одну из дочерей Даниловичи даже назвали Аэлитой. Младший брат спортсмена – прыгал в сборной СССР по парашютному спорту, мечтал быть испытателем, участвовал в испытании системы ИКД (индивидуальное кресло десантника) ... Валентин первым стал делать воздушную съемку с закрепленным на защитном шлеме-каске фотоаппаратом. Его фотографии тогда были открытием. Как единственного специалиста в стране его приглашают для участия в съемках фильма о воинах-десантниках «Прыжок на заре»…
О самом Даниловиче сняты документальные и художественный фильмы. Всех потрясали характер этого человека, его яркая жизнь, его трагическая смерть. Сегодня его биография тоже заставляет задуматься. «Родился в 1936 году в поселке Колодищи, в семье офицера-артиллериста, школу окончил на Сахалине…». Репрессии не пощадили и этот белорусский род.
- Деда нашего, председателя колхоза в д. Негорелое, расстреляли как польского шпиона, мы до сих пор не знаем, где он похоронен, - рассказал нам родной брат Валентина Николай Данилович. - Отца исключили из партии за поддержку врага народа. И командир части, «от греха подальше», перевел его в Сибирь, в Омск. Когда началась война, отец пошел на фронт, попал на Курскую дугу, освобождал Бобруйск. Получил 3 ордена Боевого Красного Знамени, орден Красной Звезды. Снова вступил на фронте в партию. После войны вернулся в Осиповичи. В 47-м родился я, а в 1949 отца опять исключают из партии за то, что он скрыл предыдущий факт исключения. И снова «от греха подальше» его отправляют служить на Сахалин. С Сахалина Валентин и уехал поступать в МАИ. Отца все же потом восстановили в партии, деда реабилитировали, и мы вернулись в Беларусь.
Последний прыжок
Основное дело, которым занимался Валентин Данилович с 1961 года, – это испытания парашютов и катапультных кресел на военных самолетах, сначала в НИИ парашютостроения, затем проходя службу в Летно-испытательном институте им. Громова. Неоднократно он катапультировался в воздухе и на наземной большой вертикальной катапульте с перегрузками 12 - 20 единиц. Многие его прыжки были экспериментальными, то есть повышенного риска. 20 мая 1970 года, испытывая катапультное кресло К-36, он погиб.
- По моим подсчетам, своей жизнью он выкупил жизни 700-800 человек, которые позже спаслись благодаря этому катапультному креслу, - делился в одном из интервью в 2001 году конструктор кресла легендарный Гай Северин.
Седые волосы у конструктора как раз и появились после испытания К-36, когда погиб Данилович.
Испытания шли под Феодосией. Приземлиться он должен был на сушу, но из-за ошибки штурмана сел в заливе. Данилович запутался в стропах и захлебнулся. В первом заключении было зафиксировано, что он погиб от асфиксии, но позже военные выдвинули другую версию: в процессе катапультирования летчик получил перелом позвоночника, из-за этого не мог активно действовать в воде и утонул. При вскрытии у него действительно была обнаружена травма позвоночника, и члены комиссии посчитали, что она появилась при катапультировании. Это ставило на К-36 крест. Но я был убежден, что наше кресло сработало нормально. Начальник Института авиационной и космической медицины помог мне найти в архивах медицинские документы Даниловича. На рентгеновских снимках было видно, что позвоночник у него был поврежден много лет назад, а не во время нашего испытания.
Чуть позже другой летчик-испытатель, Олег Хомутов, успешно приземлился на К-36, после чего получил звание Героя СССР. Сегодня это катапультное кресло установлено на всех боевых самолетах ВВС России и стран СНГ. Самым, наверное, запоминающимся катапультированием было спасение летчика Анатолия Квочура в 1989 году на авиасалоне в Ле Бурже. Его МиГ-29 завалился на бок и начал падать. Нос самолета уже упирался в землю под углом в 90 градусов, когда в последнее мгновение перед взрывом катапульта выбросила Квочура по наклонной траектории...
Наш Герой
К 65-летию Валентина Даниловича в 2001 году «за большой вклад в создание и испытания новых образцов парашютно-десантной техники, проявленные при этом высокое профессиональное мастерство, мужество и героизм» с просьбой присвоить ему посмертно звание Героя Беларуси к президенту Лукашенко обращался командующий воздушнодесантными войсками Российской Федерации генерал-полковник Георгий Шпак. Ходатайствовала за это и Федерация парашютного спорта России, члены которой напомнили в своем письме, что Валентин «первым в мире отработал окончательную конструкцию шлюзового устройства космического корабля и правила поведения космонавта в невесомости, чем облегчил первый в мире выход в космос», что он «один из первых, кто совершил катапультирование на сверхзвуковой скорости». По авиационным критериям эти работы относятся к высшей категории сложности. 15 февраля 2011 года будет 75-летие Валентина Даниловича. В 1964 г. В. Данилович подал заявление о приеме в группу космонавтов.Конструктор С. Королев.Валентин совершил катапультирование на сверхзвуковой скорости.
Однажды после учебных полетов Валентин записал в дневнике слова Юрия Гагарина: «Мне очень хочется побывать на Венере, увидеть, что находится под ее облаками, увидеть Марс и самому убедиться, есть ли там каналы. Луна не такая уж далекая соседка. Я думаю, уже не долго ждать, когда полетят к Луне и на Луну…»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть