Но в США, например, некоторые крупнейшие информационные агентства уже сокращают штат фотографов, обязуя остальных сотрудников овладевать фотовидеосъёмкой, а в Голливуде пробуют создавать полноценные киноленты на телефон.
В Беларуси уже начали снимать клипы и рекламные ролики на фотоаппарат. Дмитрий РУДЕНКО, фотограф одного из белорусских телеканалов, использует уникальную технологию, не имеющую ни названия, ни аналогов, которая позволяет экономить время, трудозатраты десятка людей и тысячи долларов. При этом ни профессиональные видеооператоры, ни простые зрители не определяют, что модная сегодня динамическая съемка получается без дополнительной техники, подсобных рабочих и многочисленных дублей. Трудно поверить, что высококачественный ролик создавался одним фотоаппаратом, одним фотографом (или фильммейкером, как называют сегодня профессионала, который сам себе режиссер, монтажер и видеооператор).
  
Ролики на роликах
- Дмитрий, что необходимо для создания бюджетного и одновременно высокопрофессионального ролика?
Секретами своего стиля съемки Дмитрий делится охотно. Все, что понадобится, - желание снимать, цифровой фотоаппарат с возможностью видеосъемки и… роликовые коньки.
- Технология нехитрая. Например, чтобы взять все планы в динамике, нужно просто двигаться самому. Причем если спецаппаратура довольно неповоротлива и не все ракурсы ей доступны, то человек в ускоренном движении может приблизиться, объехать объект съемки вокруг, снять по спирали, снизу доверху… Главное - уверенно держаться на роликовых коньках и своевременно менять настройки. На роликах движение камеры становится быстрым и плавным, бегом невозможно достичь ни того, ни другого.
Не всегда это безопасно (смеется): например, если снимаешь акробатов, вращающихся на турнике, нужно не только следить за фокусом - надо рассчитывать амплитуду движения, чтобы во время оборота не нарваться на столкновение… Можно, конечно, упростить задачу - снимать с расстояния, с помощью системы стабилизации, дополнительных подставок, но тяжелые насадки ограничат и скорость движения, и динамические возможности - не прыгнуть, не обернуться...
Кадры решают все
- Какие еще преимущества дает съемка фотоаппаратом?
- Чтобы снять профессиональный 3-минутный рекламный ролик, например, спортивного, акробатического или танцевального шоу, на профессиональном оборудовании, необходимо около 6 часов съемки. И, как правило, снимаются ролики уже после самого шоу. Пока устанавливается техника, передвигаются рельсы, монтаж и демонтаж которых занимает массу времени, участники успевают «остыть». Те, кто занимается спортом, поймут, как трудно повторить спортивные элементы без разогрева, поэтому и съемочная группа, и участники шоу во все часы съемки в напряжении. Не только затрачиваются время, деньги (в среднем $2-3 тыс. за съемку), но и теряются накал, целостность самого выступления! Кроме того, некоторые трюки, скажем, в цирковых или гимнастических номерах, «чисто» и слаженно можно повторить максимум один-два раза за вечер. Поэтому возможность съемки с одного дубля, за 20 минут, вместо нескольких часов, причем сразу после шоу, - это действительно находка. (Безусловно, больше времени тратится на постобработку и монтаж, но это уже другие ресурсы. Я это делаю сам. Кто-то может отдать отснятый материал профессионалам. Это быстро и достаточно дешево). Что уж говорить о спортивных состязаниях, когда спортсмен выполняет сложнейший элемент или ставит рекорд, которого никогда в жизни больше не повторит! Здесь о дублях не может быть и речи. И если это произойдет на соревнованиях невысокого уровня, где не предполагается дорогостоящая видеосъемка, то событие может остаться и без видео, а иногда даже без фото… Кстати, в таких случаях фотоаппарат для видеосъемки - более благодарный инструмент. Стоп-кадр с фотоаппаратного видео будет четким, как говорят - «замороженным».
Для такого вида спорта, как художественная гимнастика, видеосъемка на фотоаппарат могла бы стать подспорьем во время тренировок. На Западе, например, специально приглашают фотографов, чтобы покадрово запечатлеть процесс соревнований или подготовки к ним. Ошибки, не видимые человеческому глазу, вроде недотянутого носка, «плохих рук» или неправильной постановки стопы при вращении, не скроешь от объектива. У тренера есть возможность вовремя отследить и исправить все недочеты.
Фотопредставление
- А любителю сделать такое видео по плечу?
- Почему бы нет? Я разделяю точку зрения, что при нынешнем развитии техники каждый может быть неплохим фотографом или видеооператором. Есть люди, обладающие художественным чутьем, но не слишком жалующие работу с настройками: таким действительно режим «автомат» в помощь. Есть технари, только из настроек выжимающие невероятные по качеству видео и фото… Думаю, и те, и другие при желании найдут себе применение.
- Есть и другая, более распространенная точка зрения: любители с крутыми фотоаппаратами не только отбирают хлеб у профессиональных фотографов, но и дисквалифицируют профессию…
- Что касается «хлеба», то спрос безграничен. Фотографы нужны газетам, глянцевым журналам, клубам, моделям, студиям. Нужны для семейной и свадебной съемки. Да где угодно! Лично мне уже приходится выбирать, потому что выполнить все заказы невозможно. Бывает, работаешь по 18 часов. Скажем, с утра съемка на корпоративный календарь - кстати, еще один вид востребованного фото, когда сотрудников офиса нужно «вылепить» и отснять как моделей, создать образ, да так, чтобы коллеги ахнули. Днем - в команде визажистов и стилистов снимаем портфолио или экзаменационные работы самих стилистов. Вечером - съемка на телевидении. Все это - тысячи фотографий за день, которые нет возможности ни переснять, ни обработать, потому что к утру вся фотолента должна быть представлена на суд зрителей в наилучшем качестве.
Если снимать «звезд», то фото должны быть еще и одобрены… Работы у фотографов хватает с лихвой, только съемка проектов телеканала, которых множество, может занимать все время целиком… Что касается дисквалификации… Да, иногда бывает жалко, что, например, модель, затратившая много сил на создание образа и на макияж, экономит на съемках и в результате получает не соответствующие затратам фотографии. Или, скажем, молодожены съемки своего неповторимого дня отдают в неумелые руки. Но если людям нравится именно такой результат, то речь идет о запросах заказчика. Те, кто хочет большего, непременно найдут «своего» сильного фотографа.
«Высшая» точка
 

- А вы - «технарь» или художник? С одной стороны - преподаватель в БГУИР, системный администратор в фирме, с другой - фильммейкер, фотограф, причем то гламурный, то спортивный, то телевизионный. То вы снимаете звезд, то рекламу, то цирковые номера, то репортажи. Преподаете танцы, даете консультации при постановке хореографических сцен в кино…
- На самом деле именно синтез художественной и творческой подготовки и позволяет определить точную настройку - нужную кнопку - и нажать ее вовремя. Наверное, не будь у меня танцевальной закалки, не было бы и часовых съемок на роликах, не было бы понимания, как работать с моделью, находить выгодные только для нее позу и образ, не было бы понимания, как из 40-минутного шоу создать 3-минутный ролик, собрав ключевые моменты движения и наложив музыкальный ряд так, чтобы у зрителя осталось целостное представление о шоу.
Не было бы и моего «чувства движения» при фотосъемке. Скажем, для того чтобы снять танцора в прыжке, нужно мгновенно рассчитать амплитуду движения, траекторию прыжка. На математическом и одновременно интуитивном уровне определить ту самую кульминационную точку, в которой и высота прыжка, и поза, и прогиб, и выражение лица, и даже ткань костюма сойдутся в законченном рисунке. Здесь просто серийная съемка не поможет. Кульминация вполне может произойти между щелчками затвора, особенно при студийной работе: перезарядка вспышки не позволяет палить напропалую, нужно «стрелять без промаха»… Судите сами, чего здесь больше - технической работы или творчества.

При желании человек может все.
фото и видео: Дмитрий Руденко
            
                                                «Фотография – это свет». Секреты удачных кадров от профессионала                    
                                                Назад в будущее. 5 киноизобретений, ставших реальностью                    
                                                Почему хорошие передачи по ТВ показывают так поздно?                    
                                                Космос в объективе. Что нужно для занятий астрономической фотографией?                    
                                                Суперстарец. Какие чудеса творил Григорий Распутин?                    
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть