Но в США, например, некоторые крупнейшие информационные агентства уже сокращают штат фотографов, обязуя остальных сотрудников овладевать фотовидеосъёмкой, а в Голливуде пробуют создавать полноценные киноленты на телефон.
В Беларуси уже начали снимать клипы и рекламные ролики на фотоаппарат. Дмитрий РУДЕНКО, фотограф одного из белорусских телеканалов, использует уникальную технологию, не имеющую ни названия, ни аналогов, которая позволяет экономить время, трудозатраты десятка людей и тысячи долларов. При этом ни профессиональные видеооператоры, ни простые зрители не определяют, что модная сегодня динамическая съемка получается без дополнительной техники, подсобных рабочих и многочисленных дублей. Трудно поверить, что высококачественный ролик создавался одним фотоаппаратом, одним фотографом (или фильммейкером, как называют сегодня профессионала, который сам себе режиссер, монтажер и видеооператор).
Ролики на роликах
- Дмитрий, что необходимо для создания бюджетного и одновременно высокопрофессионального ролика?
Секретами своего стиля съемки Дмитрий делится охотно. Все, что понадобится, - желание снимать, цифровой фотоаппарат с возможностью видеосъемки и… роликовые коньки.
- Технология нехитрая. Например, чтобы взять все планы в динамике, нужно просто двигаться самому. Причем если спецаппаратура довольно неповоротлива и не все ракурсы ей доступны, то человек в ускоренном движении может приблизиться, объехать объект съемки вокруг, снять по спирали, снизу доверху… Главное - уверенно держаться на роликовых коньках и своевременно менять настройки. На роликах движение камеры становится быстрым и плавным, бегом невозможно достичь ни того, ни другого.
Не всегда это безопасно (смеется): например, если снимаешь акробатов, вращающихся на турнике, нужно не только следить за фокусом - надо рассчитывать амплитуду движения, чтобы во время оборота не нарваться на столкновение… Можно, конечно, упростить задачу - снимать с расстояния, с помощью системы стабилизации, дополнительных подставок, но тяжелые насадки ограничат и скорость движения, и динамические возможности - не прыгнуть, не обернуться...
Кадры решают все
- Какие еще преимущества дает съемка фотоаппаратом?
- Чтобы снять профессиональный 3-минутный рекламный ролик, например, спортивного, акробатического или танцевального шоу, на профессиональном оборудовании, необходимо около 6 часов съемки. И, как правило, снимаются ролики уже после самого шоу. Пока устанавливается техника, передвигаются рельсы, монтаж и демонтаж которых занимает массу времени, участники успевают «остыть». Те, кто занимается спортом, поймут, как трудно повторить спортивные элементы без разогрева, поэтому и съемочная группа, и участники шоу во все часы съемки в напряжении. Не только затрачиваются время, деньги (в среднем $2-3 тыс. за съемку), но и теряются накал, целостность самого выступления! Кроме того, некоторые трюки, скажем, в цирковых или гимнастических номерах, «чисто» и слаженно можно повторить максимум один-два раза за вечер. Поэтому возможность съемки с одного дубля, за 20 минут, вместо нескольких часов, причем сразу после шоу, - это действительно находка. (Безусловно, больше времени тратится на постобработку и монтаж, но это уже другие ресурсы. Я это делаю сам. Кто-то может отдать отснятый материал профессионалам. Это быстро и достаточно дешево). Что уж говорить о спортивных состязаниях, когда спортсмен выполняет сложнейший элемент или ставит рекорд, которого никогда в жизни больше не повторит! Здесь о дублях не может быть и речи. И если это произойдет на соревнованиях невысокого уровня, где не предполагается дорогостоящая видеосъемка, то событие может остаться и без видео, а иногда даже без фото… Кстати, в таких случаях фотоаппарат для видеосъемки - более благодарный инструмент. Стоп-кадр с фотоаппаратного видео будет четким, как говорят - «замороженным».
Для такого вида спорта, как художественная гимнастика, видеосъемка на фотоаппарат могла бы стать подспорьем во время тренировок. На Западе, например, специально приглашают фотографов, чтобы покадрово запечатлеть процесс соревнований или подготовки к ним. Ошибки, не видимые человеческому глазу, вроде недотянутого носка, «плохих рук» или неправильной постановки стопы при вращении, не скроешь от объектива. У тренера есть возможность вовремя отследить и исправить все недочеты.
Фотопредставление
- А любителю сделать такое видео по плечу?
- Почему бы нет? Я разделяю точку зрения, что при нынешнем развитии техники каждый может быть неплохим фотографом или видеооператором. Есть люди, обладающие художественным чутьем, но не слишком жалующие работу с настройками: таким действительно режим «автомат» в помощь. Есть технари, только из настроек выжимающие невероятные по качеству видео и фото… Думаю, и те, и другие при желании найдут себе применение.
- Есть и другая, более распространенная точка зрения: любители с крутыми фотоаппаратами не только отбирают хлеб у профессиональных фотографов, но и дисквалифицируют профессию…
- Что касается «хлеба», то спрос безграничен. Фотографы нужны газетам, глянцевым журналам, клубам, моделям, студиям. Нужны для семейной и свадебной съемки. Да где угодно! Лично мне уже приходится выбирать, потому что выполнить все заказы невозможно. Бывает, работаешь по 18 часов. Скажем, с утра съемка на корпоративный календарь - кстати, еще один вид востребованного фото, когда сотрудников офиса нужно «вылепить» и отснять как моделей, создать образ, да так, чтобы коллеги ахнули. Днем - в команде визажистов и стилистов снимаем портфолио или экзаменационные работы самих стилистов. Вечером - съемка на телевидении. Все это - тысячи фотографий за день, которые нет возможности ни переснять, ни обработать, потому что к утру вся фотолента должна быть представлена на суд зрителей в наилучшем качестве.
Если снимать «звезд», то фото должны быть еще и одобрены… Работы у фотографов хватает с лихвой, только съемка проектов телеканала, которых множество, может занимать все время целиком… Что касается дисквалификации… Да, иногда бывает жалко, что, например, модель, затратившая много сил на создание образа и на макияж, экономит на съемках и в результате получает не соответствующие затратам фотографии. Или, скажем, молодожены съемки своего неповторимого дня отдают в неумелые руки. Но если людям нравится именно такой результат, то речь идет о запросах заказчика. Те, кто хочет большего, непременно найдут «своего» сильного фотографа.
«Высшая» точка
- А вы - «технарь» или художник? С одной стороны - преподаватель в БГУИР, системный администратор в фирме, с другой - фильммейкер, фотограф, причем то гламурный, то спортивный, то телевизионный. То вы снимаете звезд, то рекламу, то цирковые номера, то репортажи. Преподаете танцы, даете консультации при постановке хореографических сцен в кино…
- На самом деле именно синтез художественной и творческой подготовки и позволяет определить точную настройку - нужную кнопку - и нажать ее вовремя. Наверное, не будь у меня танцевальной закалки, не было бы и часовых съемок на роликах, не было бы понимания, как работать с моделью, находить выгодные только для нее позу и образ, не было бы понимания, как из 40-минутного шоу создать 3-минутный ролик, собрав ключевые моменты движения и наложив музыкальный ряд так, чтобы у зрителя осталось целостное представление о шоу.
Не было бы и моего «чувства движения» при фотосъемке. Скажем, для того чтобы снять танцора в прыжке, нужно мгновенно рассчитать амплитуду движения, траекторию прыжка. На математическом и одновременно интуитивном уровне определить ту самую кульминационную точку, в которой и высота прыжка, и поза, и прогиб, и выражение лица, и даже ткань костюма сойдутся в законченном рисунке. Здесь просто серийная съемка не поможет. Кульминация вполне может произойти между щелчками затвора, особенно при студийной работе: перезарядка вспышки не позволяет палить напропалую, нужно «стрелять без промаха»… Судите сами, чего здесь больше - технической работы или творчества.
При желании человек может все.
фото и видео: Дмитрий Руденко
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть