Который год подряд школьники показывают все более низкие результаты по ЦТ. Родители начинают беспокоиться за поступление в вуз только в последних классах школы, кидаясь к репетиторам. Хотя в белорусском законодательстве есть норма, которая позволяет влиять на качество обучения на более ранних этапах. Это право на индивидуальный учебный план (ИУП), условия которого прописаны в гл.6 Положения об общеобразовательном учреждении*.
Например, сегодня многие родители отдают детей в частные школы изучения иностранных языков, где, по их мнению, языки преподаются по более эффективной методике. Ребенок мог бы не посещать этот урок в школе, а учить язык по ИУП. Индивидуальный план может пригодиться в том случае, если родитель сам педагог и может обучить какому-то предмету своего ребенка дома. Или тогда, когда родители нашли грамотного репетитора, способного в сжатые сроки дать более качественные знания ученику. Зачем ему тратить время на посещение этого предмета в школе?
«АиФ» решил рассмотреть этот интересный механизм чуть шире.
Как показывает ЦТ, а также свидетельствуют общественные настроения по поводу школы (достаточно привести результаты опроса программы «Выбор», где 90% родителей оценили уровень школьного образования как низкий), среднее образование оставляет желать лучшего. С другой стороны, недавно упразднили профильное обучение. Инновационная экспериментальная деятельность ведется всего в 5% школ, да и то не во всех классах. В России, например, сегодня семья имеет какой-то выбор: пойти в обычную школу или в школу, скажем, новатора Андреева, или Телешколу дистанционного обучения. У нас этого выбора нет. Сможет ли широкая реализация права на индивидуальный учебный план решить проблемы качества и вариативности обучения под разнообразные запросы учеников?
И какова сегодня роль семьи в такой ситуации? Необходимо ли формировать в родителях культуру ответственности за качество обучения ребенка, мотивировать в них самостоятельные поиски? Либо надо идти в другом направлении - реформировать школу под разнообразные, а не усредненные запросы? «АиФ» приводит мнения экспертов.
*Для перехода на ИУП законные представители ребенка, как правило, до 31 августа должны подать заявление на имя руководителя школы. Решение о переходе на ИУП и формах промежуточной аттестации (за четверть, триместр или полугодие) по учебным предметам, которые изучаются самостоятельно, принимается педсоветом школы. Ученик, обучающийся по ИУП, числится в списках школы.
Ирина КЛЕВЕЦ, преподаватель биологии в Сморгонской гимназии №4, учитель года-2006:
- Вариативность обучения и учет индивидуальных запросов учеников, безусловно, должны присутствовать в системе обучения. В нашей гимназии мы практиковали индивидуальные учебные планы в рамках эксперимента с мультипрофильным образованием в 11-12-х классах. Для группы из 5-6 учеников прописывался ИУП для повышенного изучения выбранных ими предметов, который согласовывался с родителями.
Этот эксперимент дал потрясающие результаты – за два года было практически 100% поступление в вузы без помощи репетиторов. Но в связи с упразднением профильных классов мультипрофильное обучение тоже было свернуто. Сегодня право на вариативность частично реализуется на факультативах, но они не могут дать эффекта мультипрофильного обучения.
Например, для углубленного изучения биологии в 10-м классе нужно 4 часа в неделю. Ни один факультатив не может длиться такое количество часов. Поэтому, мне кажется, не надо придумывать велосипед, когда уже есть высокоэффективная модель мультипрофильного обучения, которая была реальным механизмом качественного и вариативного образования.
Для ее реализации 12-летнее образование совсем не обязательно, можно изучать предметы на повышенном уровне и в 10-11-х классах. Думаю, ИУП можно реализовывать и на среднем этапе обучения в школе. Это позволит детям еще раньше определять свои способности и раскрывать их более эффективно.
Что касается роли родителей, то, к сожалению, подавляющее их большинство сегодня не готово нести ответственность за качество обучения своих детей и перекладывает ее полностью на школу, репетиторов. Но ни один учитель, даже высокопрофессиональный, не может гарантировать стопроцентное усвоение знаний и поступление в вуз каждому своему ученику. Это зависит и от самостоятельной работы ребенка, и от родителей, которые, конечно, тоже должны вести его процесс образования.
МНЕНИЕ
Владимир ЯНЧУК, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии, социальной и воспитательной работы АПО:
- Все эти мысли о ИУП, альтернативе связаны с осознанием проблемы качества образования. Индивидуальная учебная траектория может отчасти решить проблему, но, по-моему, проблема должна решаться все же в государственном масштабе. Чтобы обеспечить качество, нужно разобраться – что это такое? У нас пока оценка качества носит формальный характер – соответствие одних формальных критериев другим. На самом деле качество – это успешность окультуривания ребенка, приобщения его к достижениям человечества и обучение его пользованию этими достижениями не только при решении абстрактных задач, но и в реальной практике.
У меня большой опыт знакомства с разными системами обучения. Так вот, в английской системе, считающейся одной из наиболее совершенных, тратится огромное количество времени на обучение детей применять знания, принимать самостоятельные обоснованные решения. Это совсем другие технологии. В частности, технология диалога, когда ученик может задавать огромное количество вопросов педагогу, высказывать свое мнение, принимать самостоятельные и совместные решения. У нас же пока доминирует монолог педагога и пассивное созерцание обучаемого, которое и приводит к формированию отношения к знанию как к некой абстракции, имеющей косвенное отношение к прагматике жизни.
Родителей я бы мотивировал сегодня на другое: ставить перед системой образования вопросы о внятных критериях качественного образования. Почему то или иное содержание включено в программу? Какие навыки и знания вы гарантируете на выходе, какие возможности они открывают? В развитых системах образования сообщество заинтересованных людей (родителей, педагогов, администраторов разных уровней) коллективно ищет решения. Родители имеют право контролировать систему образования, которую они поддерживают как налогоплательщики, а администрация должна быть заинтересована в получении дельных предложений. И предложений должно быть много, должна быть возможность выбора. Пока, увы, такого диалога нет, есть взаимные претензии, что не очень способствует решению общих задач. Родительская общественность должна активно предлагать и спрашивать за результаты, выступая заказчиком. А предъявитель этих образовательных услуг должен доказывать, что предлагаемый им продукт - качественный.
Родители, недовольные стандартной программой, также могут нанять специалистов по подготовке альтернативных программ и предложить внедрить эти программы администрации школы. Ничто не мешает им интересоваться работой авторских коллективов над программами и учебниками, подвергая их общественной экспертизе. Такая возможность есть и сегодня. Через сайты Национального института образования, Министерства образования можно интересоваться их предложениями и выступать с собственными инициативами. Здесь не надо искать виноватых. Чиновники не меньше родителей заинтересованы в качестве образования. Другое дело, что пока не проработан механизм его обеспечения, нет и четкого видения целей. И над этим надо думать совместно, привлекать специалистов, в том числе из систем образования, показавших свою результативность. Пока это из области мечтаний, но почему бы не пробовать?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть