38499

Индивидуальный учебный план. Решит ли он проблему качества образования?

№ 39 от 29 сентября 2010 года 29/09/2010

 Который год подряд школьники показывают все более низкие результаты по ЦТ. Родители начинают беспокоиться за поступление в вуз только в последних классах школы, кидаясь к репетиторам. Хотя в белорусском законодательстве есть норма, которая позволяет влиять на качество обучения на более ранних этапах. Это право на индивидуальный учебный план (ИУП), условия которого прописаны в гл.6 Положения об общеобразовательном учреждении*.

Например, сегодня многие родители отдают детей в частные школы изучения иностранных языков, где, по их мнению, языки преподаются по более эффективной методике. Ребенок мог бы не посещать этот урок в школе, а учить язык по ИУП. Индивидуальный план может пригодиться в том случае, если родитель сам педагог и может обучить какому-то предмету своего ребенка дома. Или тогда, когда родители нашли грамотного репетитора, способного в сжатые сроки дать более качественные знания ученику. Зачем ему тратить время на посещение этого предмета в школе?

«АиФ» решил рассмотреть этот интересный механизм чуть шире.

Как показывает ЦТ, а также свидетельствуют общественные настроения по поводу школы (достаточно привести результаты опроса программы «Выбор», где 90% родителей оценили уровень школьного образования как низкий), среднее образование оставляет желать лучшего. С другой стороны, недавно упразднили профильное обучение. Инновационная экспериментальная деятельность ведется всего в 5% школ, да и то не во всех классах. В России, например, сегодня семья имеет какой-то выбор: пойти в обычную школу или в школу, скажем, новатора Андреева, или Телешколу дистанционного обучения. У нас этого выбора нет. Сможет ли широкая реализация права на индивидуальный учебный план решить проблемы качества и вариативности обучения под разнообразные запросы учеников?

И какова сегодня роль семьи в такой ситуации? Необходимо ли формировать в родителях культуру ответственности за качество обучения ребенка, мотивировать в них самостоятельные поиски? Либо надо идти в другом направлении - реформировать школу под разнообразные, а не усредненные запросы? «АиФ» приводит мнения экспертов.

*Для перехода на ИУП законные представители ребенка, как правило, до 31 августа должны подать заявление на имя руководителя школы. Решение о переходе на ИУП и формах промежуточной аттестации (за четверть, триместр или полугодие) по учебным предметам, которые изучаются самостоятельно, принимается педсоветом школы. Ученик, обучающийся по ИУП, числится в списках школы.

КОММЕНТАРИЙ

39_04_klevetsИрина КЛЕВЕЦ, преподаватель биологии в Сморгонской гимназии №4, учитель года-2006:

- Вариативность обучения и учет индивидуальных запросов учеников, безусловно, должны присутствовать в системе обучения. В нашей гимназии мы практиковали индивидуальные учебные планы в рамках эксперимента с мультипрофильным образованием в 11-12-х классах. Для группы из 5-6 учеников прописывался ИУП для повышенного изучения выбранных ими предметов, который согласовывался с родителями.

Этот эксперимент дал потрясающие результаты – за два года было практически 100% поступление в вузы без помощи репетиторов. Но в связи с упразднением профильных классов мультипрофильное обучение тоже было свернуто. Сегодня право на вариативность частично реализуется на факультативах, но они не могут дать эффекта мультипрофильного обучения.

Например, для углубленного изучения биологии в 10-м классе нужно 4 часа в неделю. Ни один факультатив не может длиться такое количество часов. Поэтому, мне кажется, не надо придумывать велосипед, когда уже есть высокоэффективная модель мультипрофильного обучения, которая была реальным механизмом качественного и вариативного образования.

Для ее реализации 12-летнее образование совсем не обязательно, можно изучать предметы на повышенном уровне и  в 10-11-х классах. Думаю, ИУП можно реализовывать и на  среднем этапе обучения в школе. Это позволит детям еще раньше определять свои способности и раскрывать их более эффективно.

Что касается роли родителей, то, к сожалению, подавляющее их большинство сегодня не готово нести ответственность за качество обучения своих детей и перекладывает ее полностью на школу, репетиторов. Но ни один учитель, даже высокопрофессиональный, не может гарантировать стопроцентное усвоение знаний и поступление в вуз каждому своему ученику. Это зависит и от самостоятельной работы ребенка, и от родителей, которые, конечно, тоже должны вести его процесс образования.

 

МНЕНИЕ

39_04_yanchukВладимир ЯНЧУК, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии, социальной и воспитательной работы АПО:

- Все эти мысли о ИУП, альтернативе связаны с осознанием проблемы качества образования. Индивидуальная учебная траектория может отчасти решить проблему,  но, по-моему,  проблема должна решаться все же в государственном масштабе. Чтобы обеспечить качество, нужно разобраться – что это такое? У нас пока оценка качества носит формальный характер – соответствие одних формальных критериев другим. На самом деле качество – это успешность окультуривания ребенка, приобщения его к достижениям человечества и обучение его пользованию этими достижениями не только при решении абстрактных задач, но и в реальной практике.

У меня большой опыт знакомства с разными системами обучения. Так вот, в английской системе, считающейся одной из наиболее совершенных, тратится огромное количество времени на обучение детей применять знания, принимать самостоятельные обоснованные решения. Это совсем другие технологии. В частности, технология диалога, когда ученик может задавать огромное количество вопросов педагогу, высказывать свое мнение, принимать самостоятельные и совместные решения. У нас же пока доминирует монолог педагога и пассивное созерцание обучаемого, которое и приводит к формированию отношения к знанию как к некой абстракции, имеющей косвенное отношение к прагматике жизни.

Родителей я бы мотивировал сегодня на другое: ставить перед системой образования вопросы о внятных критериях качественного образования. Почему то или иное содержание включено в программу? Какие навыки и знания вы гарантируете на выходе, какие возможности они открывают? В развитых системах образования сообщество заинтересованных людей (родителей, педагогов, администраторов разных уровней) коллективно ищет решения. Родители имеют право контролировать систему образования, которую они поддерживают как налогоплательщики, а администрация должна быть заинтересована в получении дельных предложений. И предложений должно быть много, должна быть возможность выбора. Пока, увы, такого диалога нет, есть взаимные претензии, что не очень способствует решению общих задач. Родительская общественность должна активно предлагать и спрашивать за результаты, выступая заказчиком. А предъявитель этих образовательных услуг должен доказывать, что предлагаемый им продукт - качественный.

Родители, недовольные стандартной программой, также могут нанять специалистов по подготовке альтернативных программ и предложить внедрить эти программы администрации школы. Ничто не мешает им интересоваться работой авторских коллективов над программами и учебниками, подвергая их общественной экспертизе. Такая возможность есть и сегодня. Через  сайты Национального института образования, Министерства образования можно интересоваться их предложениями и выступать с собственными инициативами. Здесь не надо искать виноватых. Чиновники не меньше родителей заинтересованы в качестве образования. Другое дело, что пока не проработан механизм его обеспечения, нет и четкого видения целей. И над этим надо думать совместно, привлекать специалистов, в том числе из систем образования, показавших свою результативность. Пока это из области мечтаний, но почему бы не пробовать?

Оставить комментарий (0)