О том, что нет необходимости в ближайшее время поднимать цены на бензин в Беларуси, сообщил заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Виталий ПАВЛОВ. Из этого заявления можно сделать как минимум три вывода. Первый - позитивный: в обозримом будущем цены на топливо, вероятно, не вырастут. Ключевое слово здесь - «вероятно». Второй - негативный: остаётся невыясненным, что значит «в ближайшее время». Третий - также негативный: гарантий того, что топливо не подорожает, никто не предоставил. Так что же будет с ценами? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к фактам.
2011 год
Цена эталонной марки нефти Brent выросла с $95 (на начало года) до $108 за баррель (на конец года). Среднегодовая стоимость углеводородов в мире составила $110. В Беларуси стоимость топлива (на примере АИ-95) выросла с 3240 рублей (на начало года) до 6100 руб. (на конец года) за 1 литр. В долларовом эквиваленте бензин для белорусов подешевел: с $1,08 до $0,73 за 1 л. Для сравнения: цена топлива в Польше в 2011 году не опускалась ниже отметки $1,17 за 1 л (по факту была значительно выше), в Литве - ниже $1,3.
2012 год
ТЕЗИСНО |
- Почему цены на топливо в РБ не падают с падением цен на нефть в мире? - Цены на топливо (в долларовом эквиваленте) на внутреннем рынке Беларуси остаются относительно постоянными вследствие того, что почти не меняется цена сырой нефти, поставляемая белорусским НПЗ. При снижении мировой цены увеличивается коэффициент пересчета из-за проводимого Россией налогового маневра. Кроме того, на внутренние цены влияют некоторые факторы белорусской экономики (себестоимость экспортных продуктов, спрос и цена на внешних рынках). Это держит цены на топливо в коридоре $0,75-1 за 1 л. - Ждать ли до конца года роста цен на топливо? От чего это зависит? - До конца года остаются 3,5 месяца, и вполне вероятно, что цена на импортное сырье для белорусских НПЗ уже сформирована. Возможно, это дает основание концерну «Белнефтехим» говорить о том, что цена на внутреннем рынке останется неизменной. Кроме того, после августовского падения мировых цен на нефть ожидается их повышение. Это может привести к укреплению российского рубля и, как следствие, белорусской национальной валюты. При неизменной цене бензина в белорусских рублях в долларовом эквиваленте она может повыситься. Это дает концерну «Белнефтехим» возможность, не повышая цен внутри республики, получить дополнительную прибыль именно от белорусского рынка. |
Цена нефти марки Brent за год упала с $113 до $111 за баррель. Средняя цена составила $111,68. Стоимость 95-го бензина для белорусов в рублях продолжила рост: с 6100 руб. на начало года до 7500 руб. за 1 л на конец года. В долларовом эквиваленте цена топлива за тот же период выросла с $0,73 до $0,88. В то же время в Польше цена не опускалась ниже отметки $1,2, в Литве - ниже $1,3.
2013 год
Цена нефти марки Brent упала с $110 до $107,7 за баррель. Средняя цена составила $108,7. Цены в белорусских рублях с 7500 руб. доползли до 9500 руб. за 1 л. В долларовом эквиваленте - увеличились с $0,88 до $1. В Польше и Литве цена топлива не опускалась ниже границы $1,3 за 1 л.
2014 год
Цена нефти марки Brent обвалилась с $106,5 до $56 за баррель. Цены на топливо в Беларуси выросли с 9500 руб. до 11 400 руб., в долларовом эквиваленте снизились с $1 до $0,96. В Польше и Литве бензин стоил не дешевле $1,06 и $1,14 за 1 л соответственно.
2015 год
Цена барреля нефти марки Brent за январь-июнь нынешнего года выросла с $50 до $64. Цены в белорусских рублях увеличились лишь один раз - с 11 400 руб. до 11 900 руб. за 1 л. В долларовом эквиваленте цена снизилась с $0,96 до $0,78. Сегодня в Польше и Литве бензин стоит $1,1 и выше.
Эти данные позволяют сделать ряд выводов, прокомментировать которые «АиФ» попросил аналитика официального партнера компании TeleTrade Михаила ГРАЧЕВА.
Вывод 1. От изменения цен на мировом рынке нефти стоимость топлива в Беларуси зависит в незначительной степени: в 2011 году средняя цена нефти марки Brent составляла $110, 95-й бензин в Беларуси стоил от $0,73 до $1,08. В 2015 году нефть стоит около $50, 95-й бензин - от $0,78 до $0,96.
- Действительно, при изменении мировых цен на сырую нефть цена конечного продукта, в виде автомобильного топлива, например, в Беларуси меняется мало. В целом это связано с тем, что перерабатывающие мощности РБ - Новополоцкий и Мозырский НПЗ - получают сырье из России по ценам, отличающимся от мировых. Цена для Беларуси формируется на основании долгосрочных договоров и по достаточно сложной формуле. В основе этого расчета лежат мировые цены. Но на итоговую цену влияют иные факторы. С 2015 года Россия проводит так называемый налоговый маневр. Суть его состоит в снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и повышении налога на добычу природных ископаемых (НДПИ). В результате цена нефти для Беларуси косвенным образом не снижается, а увеличивается. Хотя в 2015 году номинальная цена $220 за тонну ниже $340 за тонну в 2014 году, за счет налогового маневра коэффициент стоимости нефти для Беларуси к мировой стал выше. Поэтому при изменении мировых цен стоимость получаемого сырья для национальных производителей практически не меняется. В результате стоимость топлива как конечного продукта в долларовом эквиваленте тоже меняется несущественно.
Вывод 2. Цены на топливо в Беларуси уже 5-й год подряд держатся в коридоре от $0,73 до $1,08 за 1 л АИ-95. Можно предполагать, что и в дальнейшем тот же ценовой коридор сохранится.
- Вполне вероятно, что подобный ценовой коридор сохранится в обозримом будущем. Стоимость топлива на белорусском рынке формируется все-таки именно внутренними факторами. Ее нельзя сделать слишком низкой - в этом случае продукт «утечет» за пределы республики. Слишком высокие цены ударят по национальной экономике, так как топливная составляющая в цене некоторых продуктов и услуг доходит до 30%. Повышение цены на бензин и дизтопливо неизбежно приведет к увеличению стоимости такого рода продуктов, что не отвечает интересам отечественных производителей. Поэтому можно говорить, что коридор цены $0,75-1 за 1 л сбалансирован с точки зрения национальной экономики и сохранится продолжительное время.
Вывод 3. Цены на топливо в Беларуси всегда будут значительно ниже цен в Литве и Польше и немногим выше, чем в России.
- У наших западных соседей сложились собственный рынок топлива и уровень цен, который зависит и от мировых цен на сырую нефть. Помимо экономических факторов, в стоимость топлива входит фискальная составляющая в виде акцизов. В разных странах (Польша, Литва, Россия) она имеет разную величину. Отсюда и разница в отпускных ценах на местных бензоколонках. В отношении России действует договор о поставках из Беларуси определенного количества автомобильного топлива именно по российским ценам. И хотя это экономически невыгодно белорусским НПЗ, договорные условия выполняются.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть