Действие оперы, посвящённой трагической судьбе царя Бориса, перенесено постановщиками в современный политический и социальный контекст.
Оценки критиков противоречивы. Одни говорят, что это злая карикатура на современное общество, и критикуют постановщиков за неуместную, с их точки зрения, публицистику на оперной сцене. Сторонники новой режиссёрской трактовки утверждают, что такая постановка отражает настроения россиян, озабоченных разладом во взаимоотношениях народа и власти.
Репортаж с площади
Публицистики в театре действительно много. Некоторые сцены напоминают телевизионный репортаж с Болотной площади. В спектакле присутствуют все участники и атрибуты современной политики: послушный народ, который охранники сгоняют на площадь просить Бориса принять царский венец, группы «рассерженных горожан» с лозунгом «Народ хочет перемен», омоновцы, разгоняющие «несанкционированный митинг», венчание на царство, очень похожее на инаугурацию президента, журналисты, ведущие репортаж из обветшалого и явно требующего капитального ремонта Дворца съездов в Кремле. На сцене и поверженный герб СССР, и двуглавый орёл, и новый-старый российский триколор. Гришка Отрепьев, эффектно вскакивающий на стол, напоминает об Удальцове, лезущем в фонтан на Пушкинской площади.
От классики остались гениальная музыка Мусоргского и вечная драма нашей истории: русская смута и на фоне смуты - великое смятение народа и власти, которые никак не найдут друг друга. И так же, как в трагедии Пушкина, лёгшей в основу оперы, остаётся неясным: чего у народа больше - любви к «милостивой» власти, бросающей в толпу мелкие монеты, или неприязни к ней.
Очень актуально воспринимаются народные сомнения в «легитимности» царя и мучительные сомнения самого Бориса в праведности его власти. Умирающий Годунов вызывает жалость. Ну и, как всегда в русской истории, бояре («ближайшее окружение») радостно провозглашают здравицы. А народ безмолвствует. Разница в том, что во времена царя Бориса народу позволялось лицезреть царя при больших парадных выходах. Теперь же во время торжественных проездов по Москве народ с площадей зачищают. Говорят, что по требованиям безопасности.
Политика и театр
Нужно отдать должное Валерию Гергиеву. И не только как блистательному дирижёру. Но, может быть, в большей степени как художественному руководителю Мариинского театра. Поддержав актуальную трактовку исторического сюжета, он не испугался «звонков сверху», столь принятых в нашем культурно-политическом обиходе, не стал сглаживать острые ракурсы, предложенные британским постановщиком Грэмом Виком, не стал камуфлировать соблазнительные параллели между царствованием Бориса Годунова и нынешними временами. Словом, проявил себя настоящим гражданином, который не хочет оставаться в стороне от тех общественных дискуссий, которые бурлят за стенами Мариинского театра.
Оценки критиков новой постановки тоже явно политизированы. До такой степени, что музыкальная составляющая оперы в их оценках явно отошла на второй план. И это лишний раз подчёркивает перевозбуждённое состояние российского общества. И хотя, по мнению ряда социологов, уровень протестной активности идёт на убыль, рассерженная часть общества продолжает воспринимать любое, в том числе и культурное, событие сквозь призму тех проблем и противоречий, которые выкатились на российскую политическую сцену после декабрьско-мартовских выборов и последующих властных «рокировочек».
Партитура №2012
Культурные события (даже самые академические) сегодня воспринимаются как часть политики. Один из знакомых, побывавший на премьере «Бориса Годунова» в Санкт-Петербурге, возбуждённо говорил мне: мол, не знает, что ему больше понравилось - новая трактовка оперы Мусоргского или последний (острокритический по отношению к власти) доклад Центра стратегических разработок под редакцией известного экономиста Михаила Дмитриева. Точка зрения неудивительна: ведь и старая опера (первая постановка в 1874 г.), и новейший доклад в мае 2012 г. - всё это об одном и том же: о смуте, о кризисе власти, о пробуждении народа, о необходимости перемен.
То, что тема кризиса власти всё настойчивее звучит не только на наших площадях, в докладах экспертов, но и проникает на подмостки академических театров, - серьёзный сигнал. Это свидетельство того, что кризис встревожил и встроенную во власть высшую элиту. Общество, ещё недавно казавшееся таким инертным, таким любящим своих вождей, сегодня явно находится в поисках не только новой формулы власти, но и новых лидеров.
Вячеслав КОСТИКОВ
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть