21399

Есть ли жизнь на МАЗе?

№ 16 от 16 апреля 2014 года 16/04/2014

 

В прошлом году, по данным ООО ГК «АвтоРесурс», экспорт продукции МАЗа уменьшился. К примеру, с января по ноябрь 2013 года за рубеж были отправлены 5777 автомобилей массой более 20 тонн. Для сравнения: в 2012 году - 8742 машины. Основной спад наблюдается по самому крупному сегменту рынка - российскому.

Как на предприятии рассказали «АиФ», на продаже грузовых автомобилей сказались несколько факторов. Прежде всего ослабление деловой активности и уменьшение количества инвестиционных программ в России привели к сокращению емкости местного рынка на 26%. Проще говоря, спрос на технику упал на 26%.

По данным, которые привёл директор департамента маркетинга ОАО «КамАЗ» Сергей КОЛЕСНИКОВ, доля МАЗа на российском рынке за 2013 год уменьшилась с 13% до 9%, причём у МАЗа, по его словам, продажи снизились на 48%. А вот доля КамАЗа в итоге, несмотря на небольшой спад продаж, увеличилась с 34% до 45%.

Объяснил ситуацию Илья СУББОТИН, заместитель коммерческого директора по маркетингу ОАО «Минский автомобильный завод»:

- С 1 января прошлого года Россия ввела технический регламент, в соответствии с которым мы имели право продавать технику экологического уровня не ниже Евро-4. В это же время основные конкуренты в соответствии с законом имели возможность реализовывать машины стандарта Евро-3. В том числе - в рамках крупных государственных заказов.

Стоимость только двигателя Евро-4 оказалась выше стоимости аналогов Евро-3 на 30-70%. При этом мы провели масштабные работы по снижению себестоимости продукции, включая работу с поставщиками. Сокращение нашего экспорта оказалось меньшим, чем у иностранных производителей. Необходимо отметить результаты продаж пассажирской техники - реализация составила более 1,2 тысячи единиц с увеличением занимаемой доли рынка до 7,5%.

Сбор

Неприятным известием стало решение России в 2014 году изменить правила уплаты утилизационного сбора. После того как страна вступила во Всемирную торговую организацию, ей пришлось снижать пошлины на авто. По сути, для того чтобы эта мера не вызвала наводнения местного рынка дешёвыми иномарками, был введён так называемый утилизационный сбор, средства от которого должны идти на утилизацию старых машин. Эта мера стала своеобразным финансовым барьером, компенсирующим снижение пошлин. МАЗ на первых порах уплаты сбора избежал. Однако сейчас привилегий завод лишился. По самым скромным оценкам, цены должны были повыситься на 10-20% в зависимости от модели автомобиля. Очевидно, рост цен с учётом снижения ёмкости рынка - не лучшая мотивация для тех, кто собирается у нас что-то покупать. В связи с этим МАЗ принял решение оставить стоимость техники для покупателей на прежнем уровне.

- Илья Александрович, как МАЗ намерен существовать в условиях российского рынка?

- Мы работаем над дальнейшим снижением себестоимости. Чтобы сохранить конкурентоспособность, ОАО «МАЗ»  взяло на себя уплату утилизационного сбора при поставках в Российскую Федерацию, а также оформление и документальное сопровождение процесса. Поначалу возникали сложности с  администрированием и уплатой сбора. Это очень плохо сказалось на наших продажах в январе-феврале нынешнего года. В марте многие барьеры уже были преодолены.

В настоящий момент обсуждается перспектива объединения МАЗа с российским промышленным гигантом КамАЗом. Планы существуют давно, однако о конкретных сроках пока не говорится.

- МАЗ, как и другие компании, ищет стратегических партнеров, - говорит Илья Субботин. - Сотрудничество с лидером в области автомобилестроения может стать серьезным стимулом роста для предприятия.

Среди преимуществ от создания холдинга, отметил в декабре прошлого года первый вице-премьер Владимир СЕМАШКО, - открытие рынка: «МАЗ получит доступ к той большой сбытовой структуре, которая есть у КамАЗа». Посол России в Беларуси Александр СУРИКОВ высказал мнение, что «правительства России и Беларуси над этой темой работают: в первом квартале, может, чуть позднее, движение будет».

Рабочие

- Можно ли избежать зависимости от поставок в Россию путём осваивания новых рынков?

- Этот процесс идёт постоянно. В прошлом году мы расширили географию поставок на рынки  Афганистана, Мозамбика, Турции, Алжира, Ганы, Мали, Камеруна и др. Открыли четыре представительства: в ОАЭ, Нигерии, Гане, ЮАР. Сейчас технику и запасные части к ней поставляем более чем в 50 стран.

По всем направлениям, кроме России, мы за минувший год увеличили объёмы экспорта на 120%. В нынешнем году планируем открыть представительства в Саудовской Аравии, Конго, Монголии и Эквадоре.

- В связи с событиями в Украине МАЗ в 2014 году приостановил поставки на этот важный для нас рынок. Намерено ли руководство завода вводить в связи с этим режим сокращённой рабочей недели?

- В апреле не планируется введение сокращённой рабочей недели. В дальнейшем же график работы будет определяться влиянием рыночного спроса.

Из-за нестабильной ситуации в Украине проблемы с поставками техники появились у конкурентов. Мы же остаёмся на украинском рынке. В прошлом году наша доля на украинском рынке в сегменте грузовиков выросла с 14% до 23%, что позволило ОАО «МАЗ» стать лидером.

- Ожидается ли уменьшение заработной платы в связи с не самой благоприятной для завода рыночной конъюнктурой?

- Таких планов нет. Среднемесячная зарплата работников за январь-февраль 2014 года составила более 6,8 миллиона рублей, это на 1,5% выше, чем в 2013 году. В нынешнем году запланировано, что среднемесячная зарплата вырастет до 7,67 миллиона, или на 14,7% к прошлому году.

- Для многих крупных предприятий на постсоветском пространстве характерна тенденция оттока молодёжи. Особенно это касается вредных участков производства, например, литейного цеха. Подобная тенденция наблюдается на МАЗе?

- Текучесть кадров связана с желанием заработать сразу и много. У нас тенденции оттока молодых работников нет. В то же время мы создаём все условия, чтобы избежать оттока кадров.

- Какие социальные гарантии предприятие предусматривает для работников, получивших тяжёлую травму? Как позаботятся о семье рабочего?

- В случае получения трудового увечья, повлекшего за собой полную потерю трудоспособности, вследствие несчастного случая на производстве по вине завода, помимо выплат, производимых органами социального страхования, работнику выплачивается единовременное пособие в размере не менее 1 годового заработка, исчисленного по заработку за год от месяца, предшествующего несчастному случаю.

- Обеспечены ли все работники МАЗа жильём?

- ОАО «МАЗ» принадлежат семь общежитий. В молодёжных общежитиях есть свободные места, очередь в малосемейные общежития составляет 722 человека, очередь на строительство жилья - 3819 человек. За последние два года 602 работника автозавода улучшили свои жилищные условия, используя государственную поддержку. В 2014 году 139 «автозаводцев» завершат строительство квартир, а 182 очередника уже начали строительство. К концу года планируем начать возведение еще одного дома, где построят квартиры 79 «автозаводцев». Кроме того, в 2014 году введём в эксплуатацию еще одно семейное общежитие квартирного типа на 101 семью.

Отвечая на заглавный вопрос о судьбе ОАО «МАЗ», стоит сказать: завод всегда жил, живёт и будет жить.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно