4319

Сносить нельзя реставрировать. Станет ли снос минских малоэтажек массовым?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 26 27/06/2017
Может, нужно отреставрировать?
Может, нужно отреставрировать? TUT.by

Практически одновременно с вестями из соседней России, где поднялись народные волнения в связи с принятием закона о реновации, жители белорусской столицы несколько раз за одну неделю в новостях услышали словосочетание «снос жилья» и забили тревогу: «Неужели в Беларуси тоже начнут уничтожать «хрущевки»?»

Развитие или выселение из центра?

Напомним, два года назад минчанам представили отредактированный Генплан столицы, согласно которому до 2030 года действительно планируется снос 1 млн кв. м жилищного фонда. Однако незавидная участь ожидает усадебную и малоэтажную застройку - в основном ветхие и изношенные дома. Генплан не дает ответа на вопросы, когда и какой дом пойдет под снос, так как не определяет судьбу отдельных объектов, хотя из документа понятно: сноситься будут дома в центральной части города и вдоль основных магистралей. Это район проспекта Дзержинского, улиц Орловской, Богдановича, Аэродромной, Брестской, Пономаренко, Долгиновского тракта, бывших деревень Сухарево и Лошица. Жильцов, чьи дома подлежат сносу, будут оповещать по мере приближения реконструкции.

Фото: Фото из открытых источников

Тогда из варианта плана не была ясна судьба района Осмоловка (два квартала из двухэтажных домов около Театра оперы и балета), жители которого объединились ради сохранения уникальной послевоенной квартальной застройки. Однако недавно стало известно: все старые дома городские власти все-таки хотят снести, а на их месте возвести многоэтажные дома со встроенными помещениями торгово-бытового назначения и подземными автостоянками, два детских сада - на 50 и на 70 мест, офисное здание. Общественные обсуждения продлятся до 17.07.2017 г.

Такая же судьба уготована двум двухэтажным домам на ул. Красноармейской, которые не «вписываются» в ландшафт района согласно плану его реконструкции. Новое жилье, школы, детские сады, многофункциональные комплексы планируется построить и на месте запланированных к сносу 13 частных домов и 1587 квартир (общая площадь - 61,2 кв.м) в границах ул. Р. Люксембург - пр. Жукова - ул. Харьковская - железная дорога.

ВАЖНО

«АиФ» собрал некоторые наиболее часто встречающиеся вопросы граждан, которые нередко остаются без ответов со стороны чиновников:

  • Почему бы не потратить средства, предназначенные для сноса домов, на их реконструкцию и благоустройство территории?
  • Если сносимые дома настолько ветхие и опасные, то почему там годами не делали капремонт?
  • Зачем прикрываться интересами выселяемых жильцов, в то время как ключевой вопрос - стоимость земли в центре?
  • Если в районе будут строиться новые дома, то почему не в них дадут квартиры выселяемым жильцам?
  • Зачем обустраивать новые паркинги, которые не решают, а лишь усугубляют проблему пробок в центре города?
  • Для чего увеличивать плотность жилья в центре и как это повлияет на экологию?
  • Зачем сносить старые районы столицы вместо того, чтобы достроить множество пустующих долгостроев?
  • При объявлении о перспективе сноса района жилье в нем резко дешевеет, а жители годами остаются в неведении и страхе. Кому это выгодно?..

Какой срок «жизни» у дома

Несмотря на то что «хрущевки» в Беларуси сносить не собираются, читатели «АиФ» обеспокоены тем, что рано или поздно это жилье, особенно дома, построенные в 1960-70 гг. и ни разу капитально не ремонтировавшиеся, посчитают изношенным. И что тогда?

«АиФ» решил выяснить у специалистов, какова же перспектива «хрущевок» с точки зрения эксплуатационных характеристик.

У каждого здания - рекомендуемый срок эксплуатации.
У каждого здания - рекомендуемый срок эксплуатации. Фото: АиФ

- Мы еще не сталкивались с тем, чтобы многоквартирные «хрущевки» были признаны непригодными к проживанию.

Срок эксплуатации любого здания включает в себя срок службы каждого из его элементов - несущих стен, инженерного оборудования и др., которые различаются, - объясняет завотделом разработки и совершенствования жилищной политики Государственного предприятия «Институт жилища - НИПТИС им. Атаева С.С.» Марина ЕРЕМЕНКО. - Например, минимальный рекомендуемый срок эксплуатации задвижек и вентилей из чугуна в системе горячего водоснабжения составляет 10 лет, а радиаторов чугунных в системе отопления - 40 лет. Однако, если во время обследования выяснится, что система в хорошем состоянии, никто не запрещает ее эксплуатировать дальше. Что касается несущих стен, фундамента, то с течением времени бетон набирает прочность, и чем дольше стоит здание, тем оно прочнее. Поэтому неправильно утверждать однозначно, что срок эксплуатации «хрущевки» составляет, скажем, 50-60 лет. В документах не говорится о предельных сроках эксплуатации, однако есть минимальный, рекомендуемый срок, фактически зависящий от состояния элементов дома. В целом, проводя модернизацию и замену тех или иных элементов, можно продлевать сроки службы зданий сколь угодно долго. К слову, сегодня наиболее острая проблема «хрущевок» - их высокое энергопотребление и необходимость тепловой модернизации большинства домов.

- Есть примеры, когда при капремонте «хрущевкам» надстраивали мансарды. Будут ли продолжать этот опыт?

- Чтобы надстроить мансарду, благодаря чему увеличивается жилая площадь дома, необходимо заручиться согласием его жильцов, но, как правило, они неохотно на это идут. Как показывает практика, согласие жильцов можно получить, если, помимо надстройки мансарды, пообещать какие-то другие услуги, например, расширение фасада здания, пристройку лифта, замену окон. Правда, если большинство собственников жилых помещений дома будут против, инвестор не сможет осуществить свои планы. Часто пристройка мансарды становится невыгодна инвестору из-за требований жильцов по улучшению условий проживания в конкретном доме, поскольку затраты несопоставимы с предполагаемой выручкой от продажи возведенного жилья. Видимо, поэтому мы сегодня не видим массовой надстройки мансард.

О правах и возможностях жильцов домов «под снос» читайте в ближайших номерах «АиФ» в рубрике «Ваш семейный адвокат».

МНЕНИЕ

Денис КОБРУСЕВ, координатор общественной кампании «Генплан - для минчан!»:

- В отличие от Москвы, в Минске действительно согласно Генплану под снос попадают не «хрущевки», а застройка в частном секторе и 2- и 3-этажные дома. Жильцы некоторых домов, находящихся в очень плохом состоянии, не против сноса и переезда или получения компенсации. Конфликтные ситуации возникают там, где жильцы не согласны со сносом. Однако то, что дома оказались в плачевном состоянии, - не вина жильцов, которые десятилетиями ждали капремонта, но так и не дождались, хотя исправно делали отчисления на него.

Что касается Осмоловки, то там жильцы одного дома за свой счет провели строительную экспертизу, показавшую: здания находятся в удовлетворительном (работоспособном) состоянии. Фундаменты и стены 1947 года постройки не имеют деформаций и могут продолжать служить, а все недостатки легко исправить при капитальном ремонте. Таким образом, нет абсолютно никаких показаний для сноса зданий в этих кварталах. Тем не менее из уст городских чиновников, регулярно звучит мнение, что «эти бараки/коробки надо сносить». При этом, разрушив уникальную квартальную застройку, город больше потеряет, чем найдет, в том числе с точки зрения экономической выгоды.

Во-первых, при сносе и последующих строительных работах будут уничтожены деревья – их в Осмоловке более 1300, есть даже те, которым больше 100 лет. В этом устойчивом биоценозе живут птицы, занесенные в Красную книгу. Потеря насаждений определенно приведет к ухудшению экологической ситуации в районе.

Во-вторых, поскольку на месте снесенных домов планируют построить торговые и офисные здания, подземные паркинги, возрастет трафик автомобилей в и так перегруженный центр города. На дорогах будет еще больше заторов, увеличатся и автомобильные выбросы в этой части города.

Также хочу обратить внимание на то, что у нас пока слабо развита процедура общественных обсуждений по выработке вариантов развития города, наиболее приемлемых для горожан, для их комфортного проживания. Общественные обсуждения рассматриваются местной исполнительной властью как формальность, которую необходимо соблюсти перед отправкой проектов на экспертизы и утверждение, а не как механизм широкого информирования жителей о градостроительной политике, вовлечения в обсуждения стратегий и путей развития города.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно