«Вашему ребенку это нужно» — настойчиво зудит реклама. — «Неужели вы откажете своему малышу в самом лучшем?» Этакое потребительское взятие «на слабо». На самом деле в 90% случаев слова «специально для детей» — не более чем маркетинговый ход, «замануха», на которую, по расчёту, кинутся все любящие своих отпрысков родители. И расчёт, как правило, оказывается верным.
На днях мы всей семьей оказались в магазине, где продается разнообразная посуда. Среди прочего на витрине был очень симпатичный детский набор: чашка и две тарелки, мелкая и глубокая. Тонкий-тонкий, полупрозрачный и оттого очень легкий фарфор, ненавязчивый рисунок — плюшевые медведи в разных костюмах на молочно-белом фоне.
Словом, я вцепилась в «медведей», потому что поняла: моей подрастающей дочери такое непременно нужно! Ну и что, что на ценнике нулей больше, чем хотелось — не куплю новое платье себе, сэкономлю.... Вернул на землю меня муж, задав один-единственный обескураживающий вопрос: «А почему ребенок не может есть из „взрослой“ посуды, которая у нас дома уже имеется?» Это, признаться, даже не приходило мне в голову. Я не знаю, почему. Мысль работала так: посуда же специальная — детская, значит, нужна ребенку.
А теперь оглянитесь: «детская» питьевая вода и «детский» чай из ромашки (состав чая при этом лаконичен: «цветки ромашки», так чем ромашка для взрослых отличается от ромашки для детей?). Детская вата и ватные палочки именно для детей.... Микро-блендер специально для детского питания («Ну и что, что у вас есть обычный, этот же — специально для малышей», — полчаса объясняла мне продавец). Перечислять можно долго. Главный фокус в том, что «детские» вещи стоят ... в полтора-два раза дороже, чем их аналоги для общего пользования.
Как-то я спросила у генерального директора Главного контрольно-испытательного центра питьевой воды, есть ли качественная разница между бутилированной водой для детей и обычной. Оказалось, что экспертизы, проводимые в Центре, показывают, что зачастую никакого отличия в составе воды нет! А подчас и вовсе «детская» вода оказывается слишком очищенной, этаким «дистиллятом», пить который неполезно ни взрослым, ни детям.
Другой пример мог бы оказаться смешным, если бы не был столь грустным. Я долго и придирчиво выбирала греческий отель, в который стоит поехать с крошечной дочкой. Туроператор настаивал: есть прекрасное место, и гостиница как раз работает по программе «Мама и малыш». А это значит, что для ребёнка будут все удобства: кровать, горшок, чайник, посуда, а в ресторане станут готовить детское пюре к каждому приёму пищи. Красота? Едва приехав в отель я поняла, что фраза о специальной детской программе буквально помутнила мой рассудок — в здравом уме я никогда не выбрала бы такого жуткого отеля, жить в котором — и с ребенком, и без — испытание. Несъедобная еда, грязные тарелки в ресторане (если столовую можно так назвать), пылища в номерах, а в довершении сломавшийся на трое суток кондиционер. Выбрала такое я, исключительно поверив, что «всё — для детей». К слову, детское пюре там действительно было. Из апельсинов, например. Отличная еда для первого прикорма.
Закон запрещает использовать образ ребенка в рекламе товаров, не относящихся к миру материнства и детства. Я бы запретила использовать образ ребенка и посыл «Не отказывайте своему отпрыску в лучшем!» вообще — потому что это удар «ниже пояса», игра на чувствах и гормональных изменениях (вы когда-нибудь видели, сколько откровенно ненужных товаров умудряются продавцы детских отделов «втюхать» счастливым молодым папашам, приехавшим к ним всего-то за памперсами?).
Лидия Геворкян, психолог, кандидат медицинских наук:
— Можно вывести несколько лёгких правил, которые помогут вам не пустить свою семью по миру после появления в доме ребенка.
Первое — задавайте себе вопрос: «На сколько месяцев/лет хватит нам этой вещи, как долго и как часто мы будем ею пользоваться?»
Второе — никогда не покупайте вещей «в порыве». Заносите всё, что вам хотелось бы купить, в отдельный список (можно вести его прямо в собственном мобильном телефоне), чтобы дома, в тишине, в отдалении от продавцов и промоутеров, подумать, так ли оно вам нужно?
Третье — не ходите в детские магазины (да и вообще в магазины) без списка покупок, на голодный желудок, когда вы расстроены или, напротив, взбудоражены, находитесь в радостном приподнятом настроении или только что получили зарплату. Не берите в магазин детей. А если речь идёт о пищевых продуктах, то, конечно, обязательно читайте состав, сравнивайте состав на упаковках «детского» и «взрослого» продукта, анализируйте, читайте обзоры в СМИ.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть