44611

Что произошло во время встречи Брежнева и Помпиду в Заславле?

№ 10 от 10 марта 2010 года 10/03/2010

 

Тогда в прессе писали лишь о ходе переговоров. Сегодня же можно рассказать и о неизвестной аварии, произошедшей тогда на аэродроме.

Подготовка

Аэродром в Мачулищах в то время был промежуточным для полетов военных и литерных самолетов СССР в страны Варшавского договора. В гарнизоне Мачулищи дислоцировались до десяти воинских частей. Из крупных – 121-й ТБАП дальней авиации и 201-й полк истребителей армии ПВО Белорусского военного округа. Начальником гарнизона был командир полка дальней авиации полковник Николай Чуйко.

В начале декабря 1972 года стало известно, что переговоры между лидерами СССР и Франции пройдут именно в Заславле под Минском. В Мачулищах начали готовиться к приезду высокопоставленных гостей: на аэродроме снесли все ветхие постройки, привели в порядок территорию гарнизона, дорогу из гарнизона в Минск.

Первый секретарь КПБ Петр Машеров и командующий округом генерал армии Иван Третьяк часто приезжали на своих «Волгах» в гарнизон, дабы лично проследить за тем, как готовятся к приезду Брежнева и Помпиду. Машеров, несмотря на зимнюю погоду, одевался легко, почти всегда был без головного убора. Он был очень приветлив со всеми, при встрече, как правило, пожимал руку. Его единственный охранник оставался в автомашине около командно-диспетчерского пункта (КДП) и Машерова не сопровождал. Третьяк же жестко, по-деловому спрашивал с начальника гарнизона за результаты подготовки

Авария

Рано утром 11 января 1973 года Брежнев прибыл в Минск поездом. Несколько позднее в Мачулищах приземлились два самолета из Франции. На «Каравелле» №1 прибыл Помпиду с сопровождающими его лицами. На «Каравелле» №2 – журналисты. В тот же день в Заславле главы государств приступили к переговорам. А французские самолеты поставили на стоянку в районе КДП. По существующим требованиям охранять самолеты должны были военнослужащие гарнизона. Ранее при обсуждении вопроса охраны литерных самолетов Третьяк заявил полковнику Чуйко: «С вашей шпагой (спиртовая смесь на самолетах ТУ-21, применяемая для подогрева кабин экипажа. – Ред.) вы все пьяницы, я не доверяю вам охрану литерных самолетов и беру ее на себя».

После этого Третьяк создал офицерский караул в составе двух постов из преподавателей Минского зенитно-ракетного училища. После завода самолетов на стоянку караул приступил к выполнению своих обязанностей. А в 2.30 ночи 12 января ход переговоров был омрачен чрезвычайным происшествием: водитель тепловой машины автороты ОБАТО полка истребителей рядовой Заяц совершил наезд на «Каравеллу» №2 и сильно повредил ее правое крыло. Погода в то время была плохая – днем, мокрый снег шел, а ночью замерзал. Поэтому тепловые машины круглосуточно очищали ото льда взлетно-посадочную полосу и дорожки. При опросе рядовой Заяц заявил, что двое суток он беспрерывно находится за рулем автомашины, за это время практически не спал и поэтому заснул за рулем. Обо всем этом он днем во время инструктажа тепловых автомашин заявлял Чуйко, который ответил, что острая необходимость требует, чтобы рядовой Заяц работал дальше.

Друзей не трогать

Через полтора часа после происшествия в правительственную комнату на КДП прибыл командующий округом Третьяк со своими замами и с ходу заявил, что в совершенной аварии виновны работники Особого отдела, которые везде суют свой нос, а сами толком ничего сделать не могут.

В 4 часа ночи стало известно, что из Москвы готовится к вылету самолет, на котором прибудут для разбирательства начальник Главного штаба Военно-воздушных сил маршал авиации Александр Силантьев и второй зампредседателя КГБ генерал армии Георгий Цинёв. В 7 утра вместе с прилетевшим Цинёвым мы отправились в мой кабинет в здании штаба полка. Я доложил Цинёву, что причиной аварии считаю несоблюдение режима работы водителей тепловых машин, о чем свидетельствует заявление рядового Зайца. Косвенно аварии способствовало изменение существующего порядка охраны самолетов: часовой офице, не знакомый со спецификой несения службы на аэродроме, не смог предотвратить наезд тепловой автомашины на самолет. В заключение я упомянул о реакции Третьяка в адрес работников Особого отдела. После разговора со мной Цинёв по аппарату ВЧ доложил председателю КГБ СССР Юрию Андропову результаты предварительного расследования аварии. Андропов же порекомендовал Цинёву по поводу происшествия к Третьяку не обращаться и не вызывать для опроса его близких подчиненных, учитывая, что Брежнев и Третьяк - старые друзья по войне. После этого Цинёв провел беседы с начальником Особого отдела КГБ при Совете министров СССР по Белорусскому военному округу генерал-майором Сергеем Принцевым и начальником ОО КГБ армии ПВО полковником Е.Т. Абловым. Дельного разговора у Цинёва с Принцевым не получилось. Последний вел себя очень нервно. Ничего существенного не смог объяснить об изменении порядка охраны французских самолетов и других обстоятельствах совершения аварии.

После 11 часов Цинёв снова связался с Андроповым, который сказал, что Брежнев проинформирован о происшествии и что генсек порекомендовал спокойно разбираться с причинами аварии и репрессий не организовывать. Уже в пять часов вечера того же дня Цинёв и Силантьев вылетели в Москву.

А как там Заяц?

На следующий день, когда Жорж Помпиду, а затем Брежнев улетели, мне позвонил дежурный по ОО округа и пояснил, что звонили из Москвы: сам Брежнев интересуется судьбой рядового Зайца. В итоге Зайца не только освободили из-под ареста, но и положили в лазарет гарнизонной санчасти на неделю под наблюдение врачей. Недели через три были объявлены решения о наказании лиц, виновных в повреждении французского самолета. Обязанности командира автороты ОБАТО исполнял зампотех этого подразделения. Его понизили в должности до командира взвода. Начальника гарнизона полковника Николая Чуйко отстранили от командования полком и направили для дальнейшей службы на Север. Начальника ОО КГБ округа генерал-майора Принцева из Белорусского Военного округа первой категории перевели с понижением во второстепенный Ленинградский округ.

Подполковник в отставке Петр ЗОРИН

ДОСЬЕ

10_14-02Петр Тимофеевич ЗОРИН. В 1952 году окончил Московское военное училище им. Верховного Совета РСФСР, после чего до 1956 г. служил в частях морской пехоты в Севастополе. Позже, до выхода в отставку, работал на различных должностях в Особом отделе. В 1963 г. в Москве окончил Высшую школу КГБ СССР.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно