30792

Что позаимствовать у Европы в борьбе с пьянством

№ 14 от 7 апреля 2010 года 07/04/2010

Дорогая моя бутылка

«Бороться с пьянством в Польше начали очень просто, - говорит Владимир БОРТНИК, кандидат экономических наук, - с 1996 по 2001 год акциз на водку в Польше был увеличен в 2,5 раза - до 62,8 злотых за литр этанола (15,7 евро). (Для сравнения: в России в 2006 г. этот акциз составлял 159 рублей, что соответствует 4,6 евро.) Водка подорожала. В результате этого, в частности, продолжительность жизни польских мужчин увеличилась до 70 лет, и Польша первой из постсоветских стран преодолела кризис сверхсмертности. И потребление крепкого алкоголя неуклонно снижается. За первый квартал 2009 г. в Польше продали на 28% меньше водки, чем за такой же период в прошлом году. Вы представьте: рядовой поляк зарабатывает в час 1,2 евро. Таким образом, ему нужно отдать за литр водки заработок за 5 часов. В среднем бутылка водки стоит 28 тыс руб. Кому это надо?»

Главное правило в «польском антиалкогольном пути» - борьба за трезвость на местах, как ни по-советски это звучит. Да, в 1982 г. в Польше приняли закон «О воспитании в трезвости и противодействии алкоголизму», да, в 2000 г. утвердили Национальную программу профилактики и решения алкогольных проблем, но для каждого воеводства сочиняется местная антиалкогольная программа.

Комиссии, которые действуют в каждой гмине (сельская административная единица), принимают жёсткие ограничения по количеству точек, торгующих спиртным (лицензию получить непросто), следят за тем, чтобы в уличных магазинчиках не продавался крепкий алкоголь, конкретно отвечают за лечение алкоголиков в терапевтических центрах.

Ещё в Польше создали Центр развития профилактики и терапии алкогольных проблем, который распределяет частные пожертвования (это очень распространено!). Кроме этого, в Польше действует более 500 неправительственных организаций, создающих группы анонимных алкоголиков, центры реабилитации зависимых и их семей. Здесь считается супермодной программа «12 шагов» - встречи анонимных алкоголиков без психолога (для подростков, на жизнь которых влияет алкоголизм в семье, создана целая сеть специальных подразделений). Казалось бы, можно прекратить «перебарывать пьянство», учитывая спад алкоголизации страны, но поляки никак не угомонятся. В хорошем смысле.

Дети, вас снимают!

Не так давно в Польше создали государственное агентство по решению алкогольных проблем, польское сокращение - PARPA.

PARPA регулярно выдвигает новаторские идеи по борьбе с пьянством. На днях его активисты предложили устанавливать видеокамеры в магазинах или отделах, торгующих выпивкой. Цель - ограничить потребление алкоголя несовершеннолетними: «К сожалению, 90% ребят младше 15 лет уже знают вкус алкоголя. 70% из них утверждают, что не имеют проблем с его покупкой, - говорит Кшиштоф БЖОЗКА, директор этого агентства. - Когда я подал мысль установить видеокамеры в магазинах, мне сказали: «Супер!» Продавец, даже если несовершеннолетние «насядут», всегда сможет им сказать: «Не могу продать, всё записывается на видео...»

С ним согласны и польские политики. «Нас же записывают на видео, когда мы покупаем, например, топливо на бензоколонках. Почему же нельзя регистрировать людей, покупающих алкоголь?» -спрашивает Мирослав СЕКУЛА, депутат от правящей парламентской коалиции.

Когда установят камеры в магазинах, PARPA собирается внедрить их в пабах и ресторанах. Ведь есть статистика: в 2008 г. из 1500 торговых точек, которые лишились права торговать спиртным, 240 пострадали именно из-за фактов продажи данного товара несовершеннолетним. По словам Камы ДОМБРОВСКОЙ, юрисконсульта Госагентства по решению алкогольных проблем, главная проблема на сегодняшний день в Польше - торговля алкоголем через Интернет. Несовершеннолетние могут заказывать выпивку в Сети совершенно бесконтрольно. Это в Польше намереваются жёстко пресечь.

Езда после рюмки

В польской столице прошла кампания «трезвый на дороге». Всем желающим водителям поздними вечерами в выходные дни на специальных площадках в трёх районах Варшавы - Бемове, Праге и Охоте - можно было поездить в «алкогольных очках».

«Надев такие очки, совершенно трезвые люди имеют возможность получить восприятие и реакцию нетрезвых сограждан, которые выпили бутылку водки и имеют в крови 1,5-2 промилле алкоголя», - объясняет Каролина МАЛЬЧИК, советник президента Варшавы.

Иными словами, у человека в чудо-очках зрение деформируется, движения замедляются, есть ощущение головокружения и даже тошноты. Упражнения в них помогают понять, какое влияние на водителя может иметь даже небольшая доза алкоголя.

Ещё одна популярная в Польше акция под названием «Проверь промилле» - бесплатная раздача тысяч одноразовых алкоматов. Алкоматами в Польше собираются снабдить все без исключения увеселительные заведения, чтобы «пьяного веселья» на дорогах поубавилось.

Владимир КИРЬЯНОВ, Варшава, Ольга КОСТЕНКО

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно