Дорогая моя бутылка
«Бороться с пьянством в Польше начали очень просто, - говорит Владимир БОРТНИК, кандидат экономических наук, - с 1996 по 2001 год акциз на водку в Польше был увеличен в 2,5 раза - до 62,8 злотых за литр этанола (15,7 евро). (Для сравнения: в России в 2006 г. этот акциз составлял 159 рублей, что соответствует 4,6 евро.) Водка подорожала. В результате этого, в частности, продолжительность жизни польских мужчин увеличилась до 70 лет, и Польша первой из постсоветских стран преодолела кризис сверхсмертности. И потребление крепкого алкоголя неуклонно снижается. За первый квартал 2009 г. в Польше продали на 28% меньше водки, чем за такой же период в прошлом году. Вы представьте: рядовой поляк зарабатывает в час 1,2 евро. Таким образом, ему нужно отдать за литр водки заработок за 5 часов. В среднем бутылка водки стоит 28 тыс руб. Кому это надо?»
Главное правило в «польском антиалкогольном пути» - борьба за трезвость на местах, как ни по-советски это звучит. Да, в 1982 г. в Польше приняли закон «О воспитании в трезвости и противодействии алкоголизму», да, в 2000 г. утвердили Национальную программу профилактики и решения алкогольных проблем, но для каждого воеводства сочиняется местная антиалкогольная программа.
Комиссии, которые действуют в каждой гмине (сельская административная единица), принимают жёсткие ограничения по количеству точек, торгующих спиртным (лицензию получить непросто), следят за тем, чтобы в уличных магазинчиках не продавался крепкий алкоголь, конкретно отвечают за лечение алкоголиков в терапевтических центрах.
Ещё в Польше создали Центр развития профилактики и терапии алкогольных проблем, который распределяет частные пожертвования (это очень распространено!). Кроме этого, в Польше действует более 500 неправительственных организаций, создающих группы анонимных алкоголиков, центры реабилитации зависимых и их семей. Здесь считается супермодной программа «12 шагов» - встречи анонимных алкоголиков без психолога (для подростков, на жизнь которых влияет алкоголизм в семье, создана целая сеть специальных подразделений). Казалось бы, можно прекратить «перебарывать пьянство», учитывая спад алкоголизации страны, но поляки никак не угомонятся. В хорошем смысле.
Дети, вас снимают!
Не так давно в Польше создали государственное агентство по решению алкогольных проблем, польское сокращение - PARPA.
PARPA регулярно выдвигает новаторские идеи по борьбе с пьянством. На днях его активисты предложили устанавливать видеокамеры в магазинах или отделах, торгующих выпивкой. Цель - ограничить потребление алкоголя несовершеннолетними: «К сожалению, 90% ребят младше 15 лет уже знают вкус алкоголя. 70% из них утверждают, что не имеют проблем с его покупкой, - говорит Кшиштоф БЖОЗКА, директор этого агентства. - Когда я подал мысль установить видеокамеры в магазинах, мне сказали: «Супер!» Продавец, даже если несовершеннолетние «насядут», всегда сможет им сказать: «Не могу продать, всё записывается на видео...»
С ним согласны и польские политики. «Нас же записывают на видео, когда мы покупаем, например, топливо на бензоколонках. Почему же нельзя регистрировать людей, покупающих алкоголь?» -спрашивает Мирослав СЕКУЛА, депутат от правящей парламентской коалиции.
Когда установят камеры в магазинах, PARPA собирается внедрить их в пабах и ресторанах. Ведь есть статистика: в 2008 г. из 1500 торговых точек, которые лишились права торговать спиртным, 240 пострадали именно из-за фактов продажи данного товара несовершеннолетним. По словам Камы ДОМБРОВСКОЙ, юрисконсульта Госагентства по решению алкогольных проблем, главная проблема на сегодняшний день в Польше - торговля алкоголем через Интернет. Несовершеннолетние могут заказывать выпивку в Сети совершенно бесконтрольно. Это в Польше намереваются жёстко пресечь.
Езда после рюмки
В польской столице прошла кампания «трезвый на дороге». Всем желающим водителям поздними вечерами в выходные дни на специальных площадках в трёх районах Варшавы - Бемове, Праге и Охоте - можно было поездить в «алкогольных очках».
«Надев такие очки, совершенно трезвые люди имеют возможность получить восприятие и реакцию нетрезвых сограждан, которые выпили бутылку водки и имеют в крови 1,5-2 промилле алкоголя», - объясняет Каролина МАЛЬЧИК, советник президента Варшавы.
Иными словами, у человека в чудо-очках зрение деформируется, движения замедляются, есть ощущение головокружения и даже тошноты. Упражнения в них помогают понять, какое влияние на водителя может иметь даже небольшая доза алкоголя.
Ещё одна популярная в Польше акция под названием «Проверь промилле» - бесплатная раздача тысяч одноразовых алкоматов. Алкоматами в Польше собираются снабдить все без исключения увеселительные заведения, чтобы «пьяного веселья» на дорогах поубавилось.
Владимир КИРЬЯНОВ, Варшава, Ольга КОСТЕНКО
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть