Экскурсионный батискаф «Титан», на котором богатые туристы отправились смотреть останки затонувшего «Титаника», искали в Атлантике зря: 5 человек погибли мгновенно, уже предположительно нашли их останки.
Об этой мистической трагедии поговорили с создателем глубоководного обитаемого аппарата «Мир», руководителем лаборатории Института океанологии РАН Анатолием Сагалевичем. Ему принадлежит рекорд по количеству спусков к «Титанику».
Деньги затуманили разум
Ольга Кортосова, АиФ: — Анатолий Михайлович, вы ведь были знакомы с капитаном «Титана»?
Анатолий Сагалевич: — Да, Поль-Анри Наржоле — мой добрый друг. Я знал его больше 30 лет. Он был выдающимся океанологом, его профессионализм вне сомнения. Я точно знаю: если бы он увидел, что возникла какая-то непредвиденная ситуация, он бы принял решение о всплытии аппарата. Также он бы нашёл способ подать сигнал. Но сигналов не было с самого начала, и это наталкивало только на негативные прогнозы.
— А может, не место туристам в таких экспедициях?
— Тут всему виной человеческое разгильдяйство. Туристическая компания просто гребла деньги с клиентов. Они просили за билет 250 тыс. долл., но пренебрегали всеми нормами безопасности. Разум затуманила алчность. Туда можно возить туристов, но, если за что-то взялся, делай это на совесть.
— Вы сконструировали аппарат «Мир», на котором погружались к останкам «Титаника» более 50 раз. Первые погружения были тестовыми, вы рисковали. Чем чаще погружается человек, тем опытнее становится?
— Океан всегда непредсказуем. Число погружений не убережёт от непредвиденных обстоятельств. Безопасность при погружении обеспечит только машина. Нужно чётко чувствовать аппарат, знать каждый болтик, каждую гайку, — с «Миром» у меня было так.
- Говорят, что тела пассажиров «Титана» могли вовсе не найти. Почему?
- Катастрофа случилась из-за разгерметизации на борту, в результате чего схлопнулся корпус, в котором сидели люди. Нарушение давления на большой глубине спровоцировало пневматический взрыв, разорвавший всё внутри «Титана». Это и есть та самая имплозия. Именно по этой причине подводный аппарат долго искали - от него и от людей фактически ничего не осталось. Пассажиров размазало давлением.
Вписаны в историю
— В 1996 г. вы были руководителем экспедиции аппарата «Мир» к «Титанику». Погружались по заказу американского кинорежиссёра Джеймса Кэмерона для съёмок фильма «Титаник». Там и вы на некоторых кадрах есть. А что сейчас с разработанными вами кораблями «Мир» и «Мир-2»?
— «Мир-1» находится в экспозиции Музея Мирового океана в Калининграде как памятник достижениям отечественных глубоководников. «Мир-2» там же, но в будущем может оказаться в Москве. Согласно проекту нового корпуса Института океанологии, «Мир-2» станет центром экспозиции. Сейчас «Мирам» уже более 30 лет. Они навсегда вписаны в историю, но их эпоха закончилась. В 1994 г. США официально признали «Миры» лучшими за всю историю создания глубоководных обитаемых аппаратов. Их потенциал позволял исследовать до 98% дна Мирового океана. Они стали настоящим брендом — не только в России, во всём мире.
— Можно ли их восстановить и использовать для научных целей? Или хотя бы тоже возить туристов в интересные места на глубине...
— Сейчас «Миры» не на ходу. Я обращался в своё время к инвесторам, но никого идея возрождения этих аппаратов не заинтересовала. На это требовалось в среднем 12–15 млн долларов. Да и кому работать? Мне уже 84 года, моим коллегам немногим меньше. Многих уже нет. У нас есть талантливая молодёжь, но ведь все хотят зарабатывать.
— К кому сейчас перешла пальма первенства по освоению океана — к Китаю?
— Да, Китай сегодня вовсю осваивает океан, я консультировал их специалистов при создании 11-тысячника для исследования Бездны Челленджера. Хотя США поспорили бы, что Китай лидирует. Это соревнование кошельков. Меня как-то спросили, почему я консультирую Китай. Я задал вопрос в ответ: «А почему в Китае мой опыт востребован, а дома нет?»
Кстати
После гибели экипажа батискафа один за другим стали появляться мистические знаки. Так, выяснилось, что супруга владельца судна Стоктона Раша — потомок погибшей на «Титанике» пары: её прапрадед, предприниматель Исидор Штраус, и его жена Ида были пассажирами первого класса. Их называли «двумя самыми богатыми людьми», которые плыли на «Титанике». Магнат отказался от места в шлюпке, поскольку на судне ещё оставались дети, а женщина не села в шлюпку без мужа. Тело Штрауса нашли спустя две недели, останки его жены так и не были найдены. Трагедию супругов показали в фильме «Титаник».
Также после катастрофы «Титана» стало известно, что 19-летний сын пакистанского бизнесмена очень боялся погружения. Он согласился на это только ради папы, сделав ему такой подарок на День отца. Приятель другого миллиардера, Хэмиша Хардинга, с которым он обычно отправлялся в рисковые приключения, в этот раз сильно отговаривал друга: говорил, что у него плохое предчувствие.
Каким был внутри взорвавшийся батискаф «Титан»
Каким был внутри взорвавшийся батискаф «Титан»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть