3245

Что погубило Airbus 321? Четыре версии катастрофы над Синаем

 

Факт: Самолет разрушился на большой высоте

Эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и Росавиации крайне осторожно говорят о возможных версиях причин катастрофы. При этом специалисты, основываясь на изучении места падения лайнера, уверенно заявили о том, что Airbus 321 разрушился на большой высоте.

Сообщения о том, что экипаж не выходил на связь с наземными службами и не докладывал об аварийной ситуации на борту, подтверждают предположение, что катастрофа развивалась стремительно.

Заместитель генерального директора авиакомпании «Когалымавиа» по летной работе Александр СМИРНОВ на пресс-конференции заявил журналистам, что экипаж аэробуса А 321, по всей видимости, в момент начала развития катастрофической ситуации полностью потерял работоспособность.  Замгендиректора «Когалымавиа» сказал, что единственной объяснимой причиной может быть механическое воздействие на воздушное судно. «Никакой отказ систем не может привести к разрушению самолета в воздухе», ― утверждает Смирнов.

85e5f103c91fae32e563936f1f3acd7f

Эксперты, ознакомившиеся с данными, которые имеются на сегодняшний день, склоняются к мнению, что причиной катастрофы могла стать взрывная разгерметизация салона, разрушившая корпус лайнера на большой высоте.

Сама по себе взрывная разгерметизация может быть вызвана как техническими проблемами, так и внешним воздействием на самолет.

"АиФ" подытоживает четыре возможные версии гибели А 321, основанные на опыте катастроф, происходивших ранее при сходных обстоятельствах.

Версия первая: разрушение вследствие технических проблем

Аналог: 12 августа 1985 года  авиалайнер Boeing 747SR-46 авиакомпании Japan Airlines, совершавший рейс JAL 123 из Токио в Осаку, потерпел катастрофу, врезавшись в гору Оцутака в 112 км от Токио. Из 524 человек, находившихся на борту, выжить удалось лишь четверым.

В ходе расследования было установлено, что 2 июня 1978 года борт JA8119, заканчивая рейс JAL 115 по маршруту Токио — Осака, ударился хвостовой частью о взлетную полосу аэропорта Осаки, в результате чего был поврежден хвостовой гермошпангоут — переборка, отделяющая хвостовой пассажирский салон лайнера, в котором поддерживается постоянное давление воздуха, от негерметичной хвостовой части самолета.

В процессе проведения ремонта не были выполнены технические условия, предусмотренные корпорацией «Boeing», согласно которым предписывалось произвести укрепление повреждённых половинок гермошпангоута с помощью цельной пластины-усилителя, закрепленной тремя рядами заклепок. Проводившие ремонт техники вместо установки единого усилителя с тремя рядами заклепок применили два отдельных усиливающих элемента, один из которых был закреплен двойным рядом заклепок, а второй всего лишь одинарным.

В ходе эксплуатации после ремонта, проведенного с нарушением установленных норм, металл в местах сверления постепенно разрушался под действием нагрузок при взлете и посадке.

В рейсе 12 августа 1985 года ослабленный гермошпангоут не выдержал давления и разрушился. При этом он перебил трубопроводы гидравлических систем. Вырвавшийся из салона под большим давлением воздух поступил в полость вертикального хвостового стабилизатора, не рассчитанного на такую нагрузку. Это привело к отрыву стабилизатора и повреждению горизонтального оперения. Самолет стал практически неуправляем.

Известно, что А 321, потерпевший катастрофу над Синайским полуостровом, 16 ноября 2001 года при посадке в аэропорту Каира получил серьезные повреждения, ударившись хвостом о взлетную полосу. При этом на месте катастрофы 31 октября 2015 года хвост лайнера был обнаружен в стороне от фюзеляжа.

Для того, чтобы говорить об идентичности обстоятельств катастрофы Boeing 747 в 1985 году и А 321 в 2015 году, необходимо изучить всю документацию по ремонту лайнера, а также его обломки.

При этом стоит отметить, что японский Boeing 747 после потери стабилизатора не только успел выйти на связь, но и усилиями экипажа продержался в воздухе еще 32 минуты. У российских летчиков такого запаса времени не оказалось.

Версия вторая: бомба в багаже

Аналог: 21 декабря 1988 года Авиалайнер Boeing 747-121 авиакомпании Pan American, совершавший рейс PA103 из Лондона в Нью-Йорк, потерпел катастрофу в районе шотландского города Локерби.

В результате погибли 270 человек (259 на борту самолета и 11 на земле).

В ходе расследования было установлено, что в грузовом отсеке самолета произошел взрыв, воздействие которого было усилено разностью между давлением внутри самолета и давлением окружающей среды. В левой части фюзеляжа, под буквой «P» логотипа «PAN AM», образовалась пробоина шириной полметра. В результате повреждения рулевых кабелей управления самолет накренился влево и перешел в пике.

Носовая часть самолета фактически оторвалась от фюзеляжа в течение трех секунд с момента взрыва, ее задрало вверх и развернуло в сторону хвостовой части наподобие крышки консервной банки, после чего она отлетела назад, сбила третий двигатель и упала на землю на некотором расстоянии от города Локерби. Основная часть фюзеляжа продолжала двигаться вперед и вниз, а достигнув высоты 5800 м, перешла в практически отвесное падение, при этом фюзеляж разваливался на части. Обломки центральной части фюзеляжа упали на город, при этом воспламенилось топливо, находившееся в баках. В результате пожара были уничтожены несколько домов.

Причиной взрыва в грузовом отсеке стало взрывное устройство, находившееся в чемодане и замаскированное под радиоприемник. При проверке накладных оказалось, что багаж, следовавший без пассажира с Мальты на франкфуртском рейсе, был перенаправлен на нью-йоркский.

В 1991 году в диверсии были обвинены два представителя спецслужб Ливии ― Абдельбассет Али Махмеда Аль-Меграхи и  Ламин Халифа Фимах.

В 1999 году Ливия согласилась выдать подозреваемых при условии суда над ними на нейтральной территории. Суд, состоявшийся в Нидерландах по шотландским законам, вынес вердикт 31 января 2001 года. Абдельбассет Али Махмед Аль-Меграхи был признан виновным и был приговорен к пожизненному заключению, тогда как Ламин Халифа Фимах был признан невиновным.

В 2003 году Ливия заявила, что не намерена признавать вину за совершение взрыва над Локерби, однако согласилась с тем, что взрыв был организован одним из официальных лиц ливийского государства.

В соответствии с соглашением, достигнутым между представителями Ливии, Великобритании и США, Ливия выплатила семье каждого из погибших по 10 млн долларов в обмен на полное снятие экономических санкций с Триполи.

Версия третья: диверсия с участием смертника

Аналог: 24 августа 2004 года авиалайнеры Ту-134А-3 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» (рейс WLG1303 Москва — Волгоград) и Ту-154Б-2 авиакомпании «Сибирь» (рейс SBI1047 Москва — Сочи), вылетевшие из аэропорта "Домодедово", с разницей в одну минуту разрушились в воздухе. Рейс 1303 рухнул на землю около населенного пункта Бучалки Тульской области, а рейс 1047 упал в районе поселка Крутая Горка Ростовской области. Всего погибли 89 человек.

На месте падения самолета Ту-154 в 138 км от Ростова-на-Дону, потерпевшего катастрофу 24 августа 2004 года.
На месте падения самолета Ту-154 в 138 км от Ростова-на-Дону, потерпевшего катастрофу 24 августа 2004 года. Фото: РИА Новости

 

В обоих случаях причиной разрушения оказался сильный взрыв в салоне. Расследование показало, что диверсии были совершены террористками-смертницами ― 30-летней Аминат Нагаевой и 37-летней Сацитой Джебирхановой.

В аэропорту «Домодедово» террористки приобрели билеты у спекулянта без предъявления паспортов, а затем проникли на борт, дав взятку сотруднику службы контроля аэропорта. Ранее они были остановлены сотрудником милиции, который, однако, не счел их подозрительными. Впоследствии сотрудник милиции, сотрудник службы контроля аэропорта и билетный спекулянт были осуждены; сроки заключения были различными.

Версия четвертая: поражение зенитной ракетой

Аналог: 4 октября 2001 года авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс SBI1812 по маршруту Тель-Авив — Новосибирск, исчез с экранов радаров.

За 45 секунд до того, как метка лайнера исчезла с радаров, система фиксации переговоров летчиков и наземных служб зафиксировала звуковой сигнал, соответствующий выходу экипажа на внешнюю связь, сопровождавшийся эмоциональным криком. В последующие секунды было зафиксировано ещё несколько сигналов от нажатия членами экипажа кнопки бортовой УКВ-радиостанции с последующими шумами и криками членов экипажа, свидетельствующими о внезапном возникновении на борту воздушного судна аварийной ситуации.

Самолет Ту-154М.
Самолет Ту-154М. Фото: РИА Новости

 

Самолет в это время находился на высоте 11 000 метров примерно в 200 километрах юго-западнее города Сочи. В это же время экипажем находящегося в том же районе самолёта Ан-24 авиакомпании Armavia было доложено о зафиксированной вспышке над ним.

Поисковые службы установили, что Ту-154 упал в Черное море примерно в 280 километрах от Новороссийска. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли.

В ходе поисковой операции были обнаружены 14 из 78 тел погибших. Кроме останков тел, также были найдены 404 фрагмента лайнера, личных вещей и одежды пассажиров.

Поднятые из воды фрагменты лайнера имели следы от поражения металлическими шариками.

Через несколько часов после аварии представители администрации США заявили о том, что, по данным ЦРУ, самолет мог быть сбит ракетой ПВО, пуски которых проводились над акваторией Черного моря во время, соответствующее моменту катастрофы.

Министерство обороны Украины подтвердило факт проведения пусков ракет ПВО различных систем на полигоне 31-го исследовательского центра Черноморского флота Российской Федерации на мысе Опук. При этом украинские военные отрицали возможности поражения одной из ракет российского Ту-154.

Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета (МАК), самолет был сбит украинской зенитной ракетой С-200, запущенной в ходе проводившихся на Крымском полуострове военных учений. По версии экспертов, самолет Ty-154 случайно оказался в центре предполагаемого сектора обстрела учебной цели и имел близкую к ней радиальную скорость, в результате чего был обнаружен радаром системы С-200 и принят за учебную цель. В условиях недостатка времени и нервозности, вызванной присутствием высшего командования и иностранных гостей, оператор С-200 не произвел определения дальности до цели и «подсвечивал» Ту-154 (находившийся на дальности 250—300 км) вместо малозаметной учебной цели (запущенной на дальности 60 км).

В соответствии с договором «Об урегулировании претензий», подписанным Россией и Украиной 26 декабря 2003 года, украинское правительство перечислило 7 809 660 долларов для выплаты родственникам погибших российских пассажиров. Выплата компенсаций осуществлялась ex gratia, то есть без признания юридической ответственности.

Официально Украина так и не признала ответственности за уничтожение российского Ту-154 и гибель 78 человек. Президент Украины Леонид Кучма 10 октября 2001 года заявил: «Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе? Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба. Если мы сами себя не опустим ниже цивилизованного уровня, все будет хорошо».

Андрей Сидорчик

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно