4028

Было время – и цены снижали. Возможно ли сейчас повторить опыт СССР?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 11. Было время - и цены снижали... 12/03/2019
Анатолий Гаранин / РИА Новости

СССР. Экономика с особым ЦЕНизмом

70 лет назад, 1 марта 1949 г., газета «Правда» вышла с передовицей: «В этом мероприятии большевистской партии и советского правительства с новой силой проявилась забота о трудящихся, об их процветании, о росте благосостояния и культуре».

Речь шла о снижении розничных цен в госторговле. Причём не первом — первое произошло ещё в декабре 1947 г., одновременно с денежной реформой. Правда, тогда оно было частичным. Хлеб и мука подешевели на 12%. Макароны, крупа и неизвестно как затесавшееся сюда пиво — на 10%. На мясо, рыбу, масло, сахар, соль, водку, вино, табак, спички и всякую «мануфактуру» цены формально не снижали, оставив на уровне «пайковых» военного времени. Зато отменили «коммерческие» цены на те же продукты.

Партийная забота?

1 марта 1949 г. началось второе плановое снижение цен. В памяти оно стало первым «настоящим» обвалом цен. Да, потом будут ещё и ещё — всего в послевоенном СССР цены снижали 6 (!) раз — вплоть до 1953 г., обычно в марте или апреле. 1 апреля 1953 г. снижение цен было самым крупным. Оно произошло уже после смерти Сталина, однако основные параметры с ним были согласованы. Глава СССР в обозримой перспективе вообще хотел некоторые жизненно важные продукты, как, например, хлеб, сделать бесплатными.

Нажмите для увеличения.

Но тогда, в год 70-летнего юбилея Сталина, снижение цен было настолько обширным и неожиданным, что вызвало у населения замешательство, а местами и недовольство. Так, устраивая «разбор полётов», глава Отдела пропаганды ЦК Дмитрий Шепилов в записке «Об откликах трудящихся на снижение розничных цен», адресованной Георгию Маленкову, пишет: «Часть женщин выражает неудовлетворение большим снижением цен на водку». Что неудивительно — водка подешевела аж на 28% (см. иллюстрацию).

Впрочем, главной эмоцией была всё же радость, а главным чувством — признательность. Тот же Шепилов цитирует письмо в газету «Известия», отправленное инвалидом войны Бегишевой: «Я — беспартийная. Но обращаю к партии полные благодарности слова. Спасибо тебе, наша родная заступница, за постоянную заботу о нас!» Конечно, можно списать подобные выступления в адрес партии на «рабский менталитет», а то и на банальное лизоблюдство. Но фокус в том, что они, как ни странно, точно отражали реальную ситуацию.

Дело в том, что партия действительно старалась заботиться о качестве жизни советского человека. И не только в послевоенные годы. До войны, в ставшем пугалом 1937 г., Совнарком СССР объявил о довольно широком снижении розничных цен. Носки, чулки, трикотажное бельё и детская одежда подешевели на 5%, ситец, шерстяные и льняные ткани, модельная обувь, галоши и папиросы — на 10%, а игрушки, патефоны, парфюмерия и оконные стёкла — на все 15%. Это можно отследить по газетам. Но некоторые частные снижения проводились без шума и пафосной кампании в прессе, как вполне обыденные мероприятия. Вот, скажем, постановление Совета труда и обороны № 234: «Снизить с 11 июня 1936 г. розничные цены на курительную махорку с 50 коп. до 35 коп. за пачку весом в 50 грамм. Разницу от переоценки... отнести за счёт госбюджета». А вот постановление Совнаркома № 1023: «Снизить с 16 июня 1936 г. действующие розничные цены на масло парижское, несолёное и солёное по всем поясам: масло „Экстра“ — на 2 руб. на кг, масло высшего сорта — на 1 руб. на кг».

Прорваться в лидеры

Это стремление обеспечить своему народу не просто сносное существование, а полноценную, сытую и благоустроенную жизнь во всех сферах особенно видно по решению Политбюро ЦК ВКП(б) от 25 июня 1931 г. Вообще это беспрецедентно — высший партийный орган озабочен тем, что трудящимся недостаёт... Нет, не хлеба или колбасы, а зелёного лука и свежего салата — «ранних овощей». И наводит порядок деятельно и жёстко: «ЦК считает совершенно недопустимым высокие цены на ранние овощи, и в особенности огромные наценки на них, и рассматривает это как извращение партийной политики коммунистами, работающими в заготовительных и торгующих организациях». От «извратителей партийной линии» до «врагов народа» путь тогда был коротким. В итоге ранние огурцы дешевеют с 40 коп. за штуку до 20 коп. Редиска — с 30 коп. за пучок до 12 коп. Салат и шпинат — с 1 руб. 20 коп. до скромного полтинника за кило. Всего-то и надо было, чтобы партия приняла волевое политическое решение: «Упразднить всякие наценки для тех организаций, которые сами непосредственно заготовкой ранних овощей не занимаются». То есть исключить из торговой цепочки многочисленных посредников.

Из таких вот «мелочей» на протяжении всего довоенного и послевоенного периода складывалось управление советской экономикой. И это заметили со стороны. Видный американский социолог Баррингтон Мур в 1954 г. писал: «Сама по себе советская экономическая система не генерирует безжалостной энергии, которая сделала СССР первоклассной индустриальной державой. Это делает коммунистическая элита, ставшая тем же, чем были носители авантюрного духа предпринимательства, создавшие индустриальные и финансовые империи западного мира. Если политический источник этой экспансии исчезнет или уменьшится, нет ничего, что могло бы его заменить». По большому счёту, американец всего лишь научно и авторитетно повторяет наивные слова трудящихся об очередном снижении цен: «Спасибо партии родной...».

Его жёсткий тон можно понять — СССР тогда уверенно вырывался в лидеры. В том числе и благодаря регулярным снижениям цен. В том же 1949 г. было сказано: «Ещё на первом этапе снижения цен значительно поднялась покупательная способность рубля, улучшился его курс по сравнению с курсом иностранных валют». И это не пустые слова. Спустя всего лишь год рубль укрепился настолько, что Совет Министров СССР постановил: «Прекратить с 1 марта 1950 г. определение курса рубля по отношению к иностранным валютам на базе доллара и перевести на более устойчивую, золотую основу в соответствии с золотым содержанием рубля».

Как Сталину удавалось понижать цены 6 лет подряд

Товары в советских магазинах в послевоенную эпоху дешевели под воздействием продуманного экономического механизма. Можно ли его снова включить в современной России?

Рассуждает доцент экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Александр ЛОМКИН:

— При Сталине до каждого предприятия доводился план по снижению себестоимости продукции. В значительной степени именно снижение издержек производства стало залогом экономической победы в Великой Отечественной войне. Этот опыт и результаты народного хозяйства сделали возможным регулярное снижение цен уже после войны. Система государственного планирования и распределения, целенаправленное сокращение издержек создавали экономическую модель, в которой хозяйственные звенья не дублировали друг друга. В такой системе разработка и освоение новой продукции осуществлялись централизованно, в интересах государства, а не отдельного предприятия. Запланированный объём производимых товаров соотносился с выявленным спросом, затраты на логистику сокращались. Объёмы поступающей в розничную сеть продукции не приводили к затовариванию, как в нынешних супермаркетах, поэтому не возникало ситуации, когда потери от списания нереализованного товара торговля включает в цены, как это происходит сейчас.

Сталинская экономика работала без посредников и перекупщиков. Число управленцев в народном хозяйстве минимизировалось, оптовые цены устанавливались, строго исходя из издержек. Предприятия не платили государству за разработку природных ресурсов. Промежуточная продукция (от сырья до комплектующих) товаром не считалась и налогами не облагалась. А сегодня любая производимая продукция считается товаром и облагается налогами.

Послевоенное снижение цен активизировало спрос на рынке товаров народного потребления и способствовало изъятию лишней наличности, что, в свою очередь, стало эффективной антиинфляционной мерой.

Сегодня изменился социально-экономический строй. 70 лет назад экономика работала на государство и удовлетворение потребностей трудящихся. Теперь коммерческие компании работают ради прибыли, это даже записано в их уставах. И если они добиваются снижения себестоимости продукции, то, сохраняя прежние цены, максимизируют свою прибыль. Только и всего.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно