В большинстве компаний малого и среднего бизнеса отделы активных продаж работают на 20-30% своего потенциала. Увеличить этот процент часто достаточно просто, если учитывать ряд нюансов.
1. Использование только собеседований при отборе кандидатов на должность специалиста по продажам.
Сталкивались ли вы с ситуацией, когда нанимали специалиста по продажам, а он так и не начинал продавать в том объеме, в котором вам бы хотелось? Вроде он так хорошо проявил себя на собеседовании, произвел положительное впечатление, а результатов все нет. Проходит время - и новичок увольняется, либо руководитель теряет терпение и по своей инициативе расстается с кандидатом. Есть еще вариант похуже - оставить такого на работе.
Часто при проведении только индивидуального собеседования (особенно в том виде, в котором его проводят большинство руководителей) можно ошибочно принять поведение кандидата во время интервью и его ответы за подлинные. На сегодняшний день в Интернете и книжных магазинах можно найти море информации по прохождению собеседований, типичным вопросам, которые задают кандидатам, и пр. Поэтому при грамотном подходе к вопросу попасть на работу труда не составляет.
И вот когда кандидат выходит на работу, он проявляет себя «во всей красе» - как беспомощный, безынициативный продавец, который занят постоянным поиском клиентов (как он сам говорит) при отсутствии должных результатов.
В случае отбора кандидатов на должность специалиста по продажам необходимо не только провести с ним индивидуальное собеседование, но и проверить в деле. Мы рекомендуем собрать 10-12 лучших кандидатов, которых вы смогли найти, и организовать для них отборочный тренинг на 1-2 часа, где в разных ситуациях вы сможете выявить их качества и посмотреть, чего стоит тот или иной кандидат в действительности.
Часто такой тренинг сразу все расставляет на свои места, показывая, кто есть кто. Помимо этого вы сможете протестировать, насколько ваши будущие сотрудники обучаемы, вменяемы, как ведут себя в стрессовой ситуации, и много других моментов, имеющих для вас значение при вводе отобранных кандидатов в строй.
2. Вывод новичков на работу без прохождения программы адаптации. Новички предоставлены сами себе.
Это относится и к новичкам с опытом в продажах, и к сотрудникам без опыта. Обучение продукту - это да... Как же без этого...
Когда вы нанимаете специалиста с каким-либо опытом в продажах, то рискуете: он может перенести свой опыт (часто не особо успешный) на свою работу у вас. Ведь, будь он действительно классным продавцом, скорее всего смог бы хорошо зарабатывать и на предыдущих местах. Но нет. Он почему-то решил сменить место работы. На самом деле менеджеров, которые уволились с предыдущего места по объективным, серьезным причинам, мало. Остальные уходят в том числе и потому, что не смогли достичь хорошего уровня продаж и, соответственно, личного дохода. Они приходят к вам и остаются наедине со своим прошлым опытом, начиная продавать так, как делали ранее.
Когда на тренингах или при запуске отдела продаж видишь таких работников, приходишь в ужас от того, как они продают. Ведь большинство из них - самоучки, не посещавшие ни одного профессионального тренинга продаж. А те, кто посещал, либо попадали не к тем тренерам, либо просто не внедряли в своей работе полученные на обучении знания и навыки.
Поэтому, предоставив таких менеджеров самим себе, вы рискуете иметь в отделе продаж специалистов, работающих всего на треть своего потенциала.
Что касается новичков без опыта, так здесь все еще яснее. Мало того, что они продают плохо, так и вероятность ухода в первые 2-3 месяца при таком подходе более чем реальна.
При вводе в строй новых специалистов по продажам необходимо обязательно использовать «книгу продаж» и обучение начальным алгоритмам продаж, чтобы они могли как можно скорее выйти на первые продажи и наращивать объем продаж в дальнейшем.
Помимо этого обязательно в начальный период нужно вывести новых сотрудников на высокую интенсивность работы. Так они быстрее проработают рынок, получат необходимый опыт и смогут больше продавать. Нормальный темп работы при продаже большинства товаров и услуг - 30-50 результативных звонков в день новым и потенциальным клиентам.
3. Отсутствие регулярного обучения продажам.
Этот пункт пересекается с предыдущим. При прочих равных условиях регулярно проходящий обучение продавец будет наголову выше необученного менеджера.
Ваш специалист по продажам должен минимум раз в год проходить профессиональный тренинг продаж[u3] у внешнего тренера. А лучше - раз в полгода. При этом обязательно хотя бы два раза в месяц проводить дополнительную отработку ключевых навыков силами начальника отдела продаж. Именно так делают из "сырых" продавцов профессионалов высокого уровня. Такие продавцы способны уже решать самые амбициозные задачи, связанные с увеличением объема продаж, в короткие сроки.
При этом рекомендуем разбивать процесс обучения на несколько этапов с регулярным контролем внедрения полученных знаний/ навыков и отслеживанием результатов.
Мы в Staff.By, например, для этих целей проводим однодневный тренинг-интенсив, на котором даем базу, а затем с периодичностью в 1,5-2 недели проводим еще два четырехчасовых тренинга, где отрабатываем моменты, которые требуют более тщательной проработки. Плюс контроль за внедрением материала, отслеживание результатов и дистанционное сопровождение обучаемых сотрудников в специально созданной мастер-группе, где они регулярно получают дополнительные материалы и обратную связь по внедрению с ответами на возникающие вопросы.
При необходимости также сопровождаем и начальника отдела продаж, но уже и по вопросам вывода отдела на максимальную мощность и эффективного управления. Такой подход дает отменные результаты!
4. Отсутствие разработанных скриптов и алгоритмов продаж, книги продаж.
Быстрый ввод в работу новичков невозможен без уже разработанных алгоритмов продаж (скриптов), книги продаж.
Минимальный набор включает скрипт прохода секретаря и выхода на лицо, принимающее решения о покупке ваших товаров и услуг (ЛПР), скрипт разговора первого и повторного разговора с ЛПР, работы с возражениями, проработка УТП (уникального торгового предложения) и отличительных черт вашего товара и предприятия в целом, наборы коммерческих предложений, составленных определенным образом.
Такой набор при грамотном подходе позволяет на второй-третий день новичку без опыта в продажах звонить потенциальным клиентам, прорабатывая рынок с хорошим показателей конверсии (результативных звонков). В нашей практике были примеры, когда при запуске клиентского отдела продаж новичок уже на второй день работы выписывал клиенту счет, который через несколько дней был оплачен.
5. Вменение в обязанности менеджеров работ, не связанных непосредственно с продажами.
Обычно продавцам еще вменяют в обязанности оформление документов, сопровождение сделки от оплаты и до момента доставки товара (оказания услуги) и пр. Расчет вроде бы понятен: продал - так и доведи сделку до конца, чтобы клиент был доволен. Однако пока ваш продавец занимается вспомогательными делами, он не делает главного - не продает. Вы расходуете потенциал вашего менеджера на дела, которые спокойно можно поручить специально подготовленному человеку, который к тому же и обойдется дешевле.
Ваши продавцы должны все свое рабочее время продавать. Такой подход к распределению ролей позволит увеличить продажи в вашей компании, убрав из лексикона ваших менеджеров фразы типа «Когда мне звонить, я же готовлю документы (сопровождаю сделку, контролирую доставку и пр.)».
Дмитрий СКУРАТОВИЧ
эксперт в области построения отделов продаж,
консалтинговая компания “Staff.By”
*на правах рекламы.
Консультация психолога – отличная помощь каждому
II Международная специализированная выставка «ProOffice-2016» намечена на октябрь
Как управлять переговорами в свою пользу
Насколько широк спектр бытовых услуг специализированных компаний?
Как сделать стяжку пола своими руками?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть