8769

Борис Светлов: «Я знал, что будет трудно, но не знал, что настолько»

№ 20 от 15 мая 2013 года 15/05/2013

Культура - область специфическая. Очень часто о ней вспоминают по остаточному принципу и относятся потребительски: когда, грубо говоря, хотят зрелищ. Но культура не измеряется только количеством построенных Домов культуры, выпущенных премьер и открывшихся выставок. Культура – это поиск новых форм и жанров. Это - качество обучения в творческих вузах. Это - сохранение наследия. Это - поддержка талантливых мастеров и многое-многое другое

«АиФ» задал свои вопросы министру культуры Беларуси Борису СВЕТЛОВУ. Напомним, что кандидат философских наук, киновед, ректор Белорусского государственного университета культуры и искусств Борис Владимирович Светлов был назначен на этот пост 10 декабря 2012 года.

-  Борис Владимирович, когда место министра культуры стало вакантным, в кулуарах именно вас называли одним из наиболее вероятных кандидатов на эту должность…

- Если придерживаться фактов, то называли не только мою фамилию. Она была одной из, может быть, не столь многочисленного списка… Все кандидаты - достойные люди, и с их назначением на пост культура только бы приобрела. А какие аргументы были высказаны в мою пользу, я не знаю.

- Принимая эстафету у Павла Латушко, к чему вы готовились?

- Я знал, на что иду, понимал, что будет не просто трудно, а очень трудно - по целому ряду причин. Мои представления о предстоящей работе были далеко не радужными: на протяжении нескольких лет я был членом коллегии Министерства культуры, поэтому знал о многих проблемах, с которыми сталкивалось ведомство. В первую очередь остро стоят вопросы финансирования, кадров, сохранения наследия. Есть вопросы, требующие решения, в сфере кинематографии.

Поддержка культуры

- В бюджете на 2013 г. на культуру выделено намного меньше средств, чем, например, на охрану и правопорядок. На ваш взгляд, что и кто в первую очередь может рассчитывать на поддержку государства в сфере культуры, когда средства ограничены?

- Поддержки, как это ни парадоксально, в первую очередь заслуживает зритель. А чтобы его поддерживать, государство должно вкладывать средства именно в сферы, относящиеся к так называемому высокому искусству, которые пользовались поддержкой со стороны государства во все времена. Поддержки требует искусство, несущее в себе высокий художественный потенциал, а шоу, за которые зритель готов платить любые деньги, пробьются сами.

- Планируется ли в Беларуси государственная поддержка таких непопулярных ныне направлений, как, например, пластический театр или contemporary dance, которые достаточно популярны в мире, а у нас их пытаются пропагандировать одиночки?

- Уже на протяжении 25 лет в Витебске проходит международный фестиваль современной хореографии, пользующийся огромным авторитетом. Это ли не поддержка, как вы говорите, непопулярных направлений? Далее: в качестве структурного подразделения Молодежного театра недавно начал работать Театр современной хореографии «DOZSKI». Это ли не поддержка, когда коллектив из любительского перешел в статус профессионального?

Более того, в Большом театре уже поставлены два экспериментальных спектакля - «Зал ожидания» Юлии Дятко и Константина Кузнецова, «Метаморфозы» Ольги Костель. Гомельский городской театр предложил зрителям пластический спектакль «Небо в алмазах» в постановке Павла Адамчикова. Эти примеры говорят о том, что прямо или косвенно государство поддерживает различные направления современного искусства.

- Есть разные мнения: кто-то считает, что в Беларуси слишком много различных фестивалей, кто-то - что ничтожно мало…

- Сегодня в стране проходит 29 международных и 20 республиканских фестивалей. И пускай будет еще больше! Другой вопрос, что сегодня нужно уметь работать со спонсорами, привлекать внебюджетные деньги, потому что всем обеспечить государственную поддержку невозможно.

- Глава государства поставил перед вами задачу изменить формат фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». Что принципиально нового мы увидим в этом году?

- На мой взгляд, фестиваль расплылся во времени, пространстве и жанровом определении. Наша задача - сделать «Славянский базар» более компактным. Безусловно, нужно оставить концерты открытия и закрытия. Что касается других мероприятий, то можно подумать, как их грамотно объединить. Например, не проводить отдельно концерты, посвященные Беларуси, России и Украине, а сделать одно действо под условным названием «Союзное государство приглашает», на котором выступит широкий спектр участников из гораздо большего числа стран. Считаю, это интересный подход. Почему бы не подумать и о том, как устроить концерт-«перекличку» между различными фестивалями, которые сегодня проходят?

Но самое главное изменение, которого мы ожидаем, - значительное расширение аудитории фестиваля, в частности, привлечение молодежи, которая должна быть не только потребителем этого мероприятия, но и активным соучастником.

Еще один важный момент - фестиваль должен быть зрелищным, интересным как для зрителей в зале, так и для сидящих перед экранами телевизоров. Поэтому перед постановочной группой стоит задача создать яркое действо, пронизанное единой нитью, которое должно развиваться по восходящей, без провисаний и провалов, и закончиться мощным гала-концертом.

Наше будущее

- Преподаватели творческих вузов часто говорят о лености своих нынешних студентов, нежелании совершенствоваться, трудиться… В свою очередь студенты высказывают недовольство качеством обучения, недостатком мастер-классов, стажировок…

- Проблема отцов и детей существовала всегда. Я считаю, что нынешнее молодое поколение ничуть не уступает поколению отцов по уровню культуры, нравственным и моральным качествам. Просто им приходится решать другие вопросы, связанные с утилитарными потребностями, - отсюда тот прагматизм, который не характерен для поколений советского периода, которые во многом были романтиками.

Современная молодежь ко многому подходит с практической точки зрения, в частности, к учебе. То есть у студентов сегодня больше востребованы лекции, которые ориентированы на практические знания, которые завтра же можно применить на деле. А у нас многие предметы преподаются абстрактно, в отрыве от реальности.

- Этот отрыв планируется сокращать?

- Учебный процесс, конечно, подвержен изменениям - это и сокращение сроков обучения, и введение более практикоориентированных занятий. В Университете культуры и искусств уже стало системным требованием заключение договоров с конкретными коллективами, например, с Белорусским государственным академическим музыкальным театром, где студенты могут проходить практику. Что касается мастер-классов и стажировок, то эти вопросы постоянно решаются.

Репертуарная политика

- На итоговой коллегии Минкульта бывший ректор БГАИ Ричард Смольский раскритиковал выбор пьес для постановки в Театре имени Янки Купалы. На ваш взгляд, что сегодня должны ставить в наших театрах?

- Из 24 репертуарных спектаклей Купаловского театра половина относится к национальной классике и современной драматургии. Творческие поиски художественного руководителя театра Николая Пинигина, безусловно, представляют интерес и востребованы у публики. Поэтому что ставить - это вопрос в первую очередь режиссера и самого театра. Само собой разумеется, мы ждем от главного драматического театра высоких образцов национального искусства и реализации патриотической линии. А насколько это будет успешно - дело критиков давать свою оценку. Единственное - критика должна быть конструктивная и доброжелательная.

Если говорить языком цифр, ежегодно в белорусских театрах осуществляется 140-150 театральных постановок. В 2012 году по социально-творческому заказу Министерства культуры было поставлено 9 спектаклей по пьесам белорусских авторов. Центр белорусской драматургии, работающий как структурное подразделение Республиканского театра белорусской драматургии, постоянно предлагает режиссерам новые пьесы для постановок, но не всегда это произведения того уровня, на который обращают внимание, возможно, из-за степени зрелости того или иного драматурга. С другой стороны, из Центра вышел ряд драматургов, пьесы которых представляют интерес для постановщиков - Николай Рудковский, Юлия Чернявская, Диана Балыко, Андрей Курейчик, Сергей Гиргель, Павел Пряжко, Егор Конев, Татьяна Сивец, Сергей Анцилевич, Дмитрий Богословский, Виктор Красовский.

Режиссер как никто другой чувствует потребности зрителя и ищет товар, который был бы ему интересен. Но и идти на поводу у зрителя не следует. Задача нашего театрального искусства - формировать высокий художественный вкус.

Мотор!

- Суммы, которые порой выделяет на кино из бюджета в соседней России, очень велики. Возможно ли у нас когда-нибудь снять дорогое качественное национальное кино?

- В прошлом году произошли изменения в сфере финансирования национального кинематографа: оно сегодня проводится на конкурсной основе. Определены следующие показатели выделения средств: до 100% финансируется создание национальных кинопроектов, анимационных и документальных фильмов. До 70% - игровых картин. Одно из важных условий - привлечение сторонних денег, то есть те, кто претендует на финансовую поддержку государства, должны вложить и свои средства.

Естественно, не приходится сравнивать бюджеты России и Беларуси. Но коль мы затронули эту тему, то в 2013 г. на культуру планируется выделить 0,59% от ВВП. Деньги достаточно большие, но главное, повторюсь, привлечь дополнительно спонсорские деньги и заработать самим. Показатели внебюджетных доходов организаций культуры тоже радуют: в 2012 г. поступления составили 556 млрд рублей с небольшим (в 1,85 раза больше, чем в 2011 г.). В текущем году планируется получить уже 723 млрд, часть из которых пойдет на создание кино.

- Каким должен быть национальный кинопроект? Есть ли какие-то критерии отбора?

- Этот вопрос сродни тому, какой должна быть национальная белорусская идея. Если бы все было так просто, то чиновники Министерства культуры собрались бы, посидели день-два или неделю и сформулировали бы техническое задание, каким должен быть национальный фильм, выложили требования на сайте и объявили конкурс. Но так не бывает.

…Думаю, основной критерий, по которому должны оценивать национальное кино, - патриотическая линия. И это должно быть не слепое схематичное исполнение в угоду чиновникам Минкульта, а новое слово в искусстве. Художник, мыслитель, творец должен пропустить через горнило своей души актуальные идеи и выдать новое национальное произведение, отличающееся от всего того, что предлагалось до сих пор.

- Лично вы что хотели бы увидеть в национальном кинопроекте?

- Все очень просто: одно благодатное направление - наша история, второе - современность. Что касается конкретной истории, героя, то идеи должны быть у творцов.

В ТЕМУ

На вопрос «АиФ», существуют ли все-таки в Беларуси «черные списки» музыкантов, которым не дают возможности выступать на родине, из Министерства культуры был получен следующий официальный ответ. Напомним, что этот вопрос был задан на пресс-конференции главы государства, который поручил разобраться в проблеме министру культуры Борису Светлову.

Согласно Закону Республики Беларусь «О культуре в Республике Беларусь» вмешательство государственных органов (организаций), их должностных лиц, юридических и физических лиц в процесс создания и (или) выполнения субъектами творческой деятельности произведений художественной литературы и искусства с целью определить содержание творческой деятельности и (или) воздействовать на ее результаты не допускается, за исключением случаев, когда результаты творческой деятельности: могут быть направлены против суверенитета Республики Беларусь, призывают к насильственному захвату государственной власти или изменения конституционного строя; содержащие и распространяют сообщения, порочащие честь и достоинство президента Республики Беларусь, руководителей государственных органов, статус которых установлен Конституцией Республики Беларусь; пропагандирующие войну, насилие и жестокость, социальную, национальную, религиозную, расовую исключительность, нетерпимость или враждебность, порнография, подстрекают к совершению преступлений; содержат информацию о способах убийства, изготовления орудий и средств убийства;могут причинить вред здоровью и нравственности человека; в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 1997 г. № 977 «О запрещении, ограничении и приостановлении культурных акций» установлено, что запрет, ограничение и приостановление культурных акций, других культурных мероприятий осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами.

Таким образом, Министерство культуры не принимает решение о запрете, ограничении, приостановлении культурных мероприятий и, соответственно, о запрете концертов каких-либо музыкальных групп или исполнителей, если это не противоречит законодательству Республики Беларусь.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно