2911

Белорусские медики предлагают отказаться от домашних заданий в средней школе

 

Перед началом нового учебного года белорусские медики заявили, что нужно отказаться от домашнего задания для школьников. Заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла МАЛАХОВА пояснила, что это необходимо для сохранения здоровья детей: «В старших классах, когда дети занимаются до 3-4 часов дня, по нормам на домашнее задание им отводится около 2,5 часа. Получается, что ребенку не хватает времени на то, чтобы заняться физической культурой и другими делами по интересам». По мнению эксперта, нужно принять такие меры по повышению эффективности обучения, чтобы ребенок максимально усвоил на уроке в школе необходимый объем знаний и, таким образом, был свободен после занятий, передает БЕЛТА.

Напомним, что пару лет назад норвежский педиатр С. Фредриксен высказал подобное мнение и выдвинул громкий лозунг: «Жизнь больше, чем домашние задания!» Но идея отказа от домашнего задания имеет не только медицинское, но и педагогическое основание. Известны исследования, результаты которых говорят об отсутствии влияния домашней работы на уровень учебных достижений. Ученые из Университета Дьюка в Северной Каролине в течение 16 лет наблюдали за школьниками и оценивали их успеваемость в зависимости от количества сделанной домашней работы. Выяснилось, что количество часов, проведенных за выполнением домашних заданий, никак не сказывается на результатах контрольных тестов. А Лев Толстой считал, что домашнее задание  – это испорченный вечер ученика, и отменил их в своей Яснополянской школе. Противники «домашки» говорят, что если и предлагать задания на дом, то творческие и индивидуальные, или вообще отказываться от них, перестраивая учебный процесс. Например, не тратить времени на опрос учеников на уроке, а посвятить его объяснению большего количества материала и практике. Педагоги-практики отмечают, что ученик, который на уроке понял тему, легко и просто выполнит задание дома; ученик, который не усвоил объяснений учителя, вряд ли способен разобраться самостоятельно.

 По мнению Светланы ГИН, кандидата педагогических наук, учителя начальных классов, целью домашней работы должно быть не перекладывание нагрузки учителя на плечи детей и родителей, а прежде всего приучение учащихся к самостоятельной работе, причем индивидуальной. «Если домашнее задание воспринимается как наказание, если сами учащиеся не понимают его ценности и всеми силами стараются «минимизировать» свои усилия, то вряд ли можно говорить о пользе и значимости такой работы. То есть домашнее задание должно быть таким, чтобы большинство учащихся владели навыками для его выполнения. Нужна перестройка не только позиции учителя, но и отношения родителей, которые очень часто просто не дают детям возможности учиться самим. А в старших классах, особенно выпускных, подстерегает другая опасность: педагоги не скрывают, что для получения хороших результатов на ЦТ нужна многочасовая домашняя работа. И сидят наши отличники за учебниками день и ночь, и ценой медали нередко становится здоровье», - отмечает эксперт.

Плюсы

Приверженцы традиционной домашней работы считают, что главный его плюс - в закреплении материала, в приобретении навыков самообучения, когда каждый ученик «пропускает» решение через себя. Домашние задания способствуют переходу знаний обучающихся из оперативной памяти  в долговременную, стимулируют в детях познавательный интерес, желание узнать как можно больше.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно