Перед началом нового учебного года белорусские медики заявили, что нужно отказаться от домашнего задания для школьников. Заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла МАЛАХОВА пояснила, что это необходимо для сохранения здоровья детей: «В старших классах, когда дети занимаются до 3-4 часов дня, по нормам на домашнее задание им отводится около 2,5 часа. Получается, что ребенку не хватает времени на то, чтобы заняться физической культурой и другими делами по интересам». По мнению эксперта, нужно принять такие меры по повышению эффективности обучения, чтобы ребенок максимально усвоил на уроке в школе необходимый объем знаний и, таким образом, был свободен после занятий, передает БЕЛТА.
Напомним, что пару лет назад норвежский педиатр С. Фредриксен высказал подобное мнение и выдвинул громкий лозунг: «Жизнь больше, чем домашние задания!» Но идея отказа от домашнего задания имеет не только медицинское, но и педагогическое основание. Известны исследования, результаты которых говорят об отсутствии влияния домашней работы на уровень учебных достижений. Ученые из Университета Дьюка в Северной Каролине в течение 16 лет наблюдали за школьниками и оценивали их успеваемость в зависимости от количества сделанной домашней работы. Выяснилось, что количество часов, проведенных за выполнением домашних заданий, никак не сказывается на результатах контрольных тестов. А Лев Толстой считал, что домашнее задание – это испорченный вечер ученика, и отменил их в своей Яснополянской школе. Противники «домашки» говорят, что если и предлагать задания на дом, то творческие и индивидуальные, или вообще отказываться от них, перестраивая учебный процесс. Например, не тратить времени на опрос учеников на уроке, а посвятить его объяснению большего количества материала и практике. Педагоги-практики отмечают, что ученик, который на уроке понял тему, легко и просто выполнит задание дома; ученик, который не усвоил объяснений учителя, вряд ли способен разобраться самостоятельно.
По мнению Светланы ГИН, кандидата педагогических наук, учителя начальных классов, целью домашней работы должно быть не перекладывание нагрузки учителя на плечи детей и родителей, а прежде всего приучение учащихся к самостоятельной работе, причем индивидуальной. «Если домашнее задание воспринимается как наказание, если сами учащиеся не понимают его ценности и всеми силами стараются «минимизировать» свои усилия, то вряд ли можно говорить о пользе и значимости такой работы. То есть домашнее задание должно быть таким, чтобы большинство учащихся владели навыками для его выполнения. Нужна перестройка не только позиции учителя, но и отношения родителей, которые очень часто просто не дают детям возможности учиться самим. А в старших классах, особенно выпускных, подстерегает другая опасность: педагоги не скрывают, что для получения хороших результатов на ЦТ нужна многочасовая домашняя работа. И сидят наши отличники за учебниками день и ночь, и ценой медали нередко становится здоровье», - отмечает эксперт.
ПлюсыПриверженцы традиционной домашней работы считают, что главный его плюс - в закреплении материала, в приобретении навыков самообучения, когда каждый ученик «пропускает» решение через себя. Домашние задания способствуют переходу знаний обучающихся из оперативной памяти в долговременную, стимулируют в детях познавательный интерес, желание узнать как можно больше.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть