Обязаны ли сотрудники реагировать на все вызовы? Легко ли дозвониться на номер 102? На эти и другие вопросы «АиФ» ответил начальник управления оперативно-дежурной службы МВД РБ, полковник милиции Алексей Николаевич ГОЛОВАЧ.
«Меня только что ударили ножом! Помогите!» - такой крик о помощи можно было услышать в популярной телепрограмме 90-х годов «Служба спасения 911». К сожалению, в Беларуси подобные звонки поступают и на линию «102».
Ждите наряд!
Отдельная служба «102» работает в Минске, во всех областных центрах и некоторых крупных районных городах: Бобруйске, Орше, Солигорске, Молодечно и Борисове. В остальных населенных пунктах, позвонив по номеру «102», человек связывается с дежурным органа внутренних дел того района, откуда поступил звонок.
В оперативно-дежурную службу по линии «102» круглосуточно поступают все звонки о правонарушениях и преступлениях: будь то дорожно-транспортное происшествие, убийство или семейная ссора.
Конечно же, больше всего звонков - в Минске. В столице за месяц оперативно-дежурная служба регистрирует и реагирует почти на 26 тысяч звонков. Только во Фрунзенское РУВД столицы в сутки поступает порядка 250 звонков. Для сравнения - в таком крупном районном центре, как Мозырь, их регистрируется около 70.
По номеру 102 в основном отвечают девушки. Работают в штате и парни, но они скорее исполняют функцию наставников. Большинство операторов — сотрудники с высшим и средним специальным образованием.
Операторы принимают сообщения, заполняют электронную карточку, которая мгновенно пересылается в район, где случилось ЧП, для реагирования. Дежурный, получив информацию, сразу же направляет ближайший наряд. А оператор «102» в это время продолжает выяснять другие обстоятельства: место, время, приметы и количество преступников и т.д. Также служба должна связаться с другими ведомствами (МЧС, скорая помощь), если есть необходимость. Во внутренних документах написано, что наряд обязан приехать «незамедлительно, в кратчайшие сроки». Время прибытия зависит от многих обстоятельств. Например, в городах ближайший наряд обязан прибыть в течение 10 минут, если со времени совершения преступления прошло не больше часа либо есть сведения о преступнике. После этого в зависимости от обстановки решается вопрос о направлении следственно-оперативной группы.
Если же поступает информация об административном правонарушении, у милиционеров есть не более 15 минут, чтобы прибыть по указанному адресу.
Рабочие будни советской милиции.
Рабочие будни советской милиции.
Поговорить хочу!
Самое напряженное время работы для оперативно-дежурной службы и операторов службы «102» - выходные дни. К вечеру воскресенья поток звонков идет на спад. В будни он увеличивается в вечернее время: кто-то задержался на работе и не подает вестей, выпивший муж устроил скандал. Ну и, конечно же, телефоны разрываются в праздники.
Сейчас нет проблем с дозвоном в службу «102». Оператор в столице отвечает уже через 15 секунд. А вот летом, когда по Беларуси пронесся ураган, за час в службу поступило около 300 звонков. Тогда действительно было сложно дозвониться.
К слову, оперативно-дежурная служба не оставляет ни одного звонка без внимания, даже если он «не по адресу».
- Затопили соседей, громко играет музыка, отключили свет в доме - все эти звонки мы отправляем в соответствующие службы, - пояснил Алексей Головач. - А иногда одинокая бабушка позвонит: просто не с кем поговорить, рассказывает о болезнях и трудностях. Конечно, такие звонки отнимают время у операторов, ведь, возможно, кому-то нужна реальная помощь. Бывает и такое, что с человеком достаточно лишь поговорить - и не нужна помощь милиции. Наши операторы должны быть сдержанными, обладать терпением, уметь выслушать человека, успокоить его, оказать возможную помощь.
Среди звонящих хватает и тех, кто хочет получить справочную информацию и юридическую консультацию у оператора. В этом случае гражданам предоставляются телефоны соответствующих подразделений органов внутренних дел и других справочных служб.
О «лжеминерах»
Есть и «свои» клиенты, которых операторы «102» узнают по голосу. К сожалению, немало и лжеминеров.
Только в 2016 году было зарегистрировано 58 ложных сообщений об опасности. Наибольшее количество - в Минске (30).
«Лжеминеры» - взрослые, самостоятельные люди - порой не задумываясь о последствиях, «минируют» магазины, вокзалы, кафе. Причины и мотивы, конечно, у всех разные: кто-то психически нездоров, кто-то зол и обижен, а кто-то просто пьян.
Собеседник вспомнил неординарный случай. В январе 2010 года телефонный террорист позвонил из Минска в приемную ФСБ РФ и сообщил, что поезд «Калининград-Москва», следующий через Беларусь, заминирован. Тогда ночью в 10-градусный мороз пришлось эвакуировать более 500 пассажиров на станции «Орша». Люди два часа просидели на вокзале, пока саперы проверяли поезд. К счастью, информация об угрозе оказалась ложной. После этого случая 40-летнего мужчину отправили на принудительное лечение в психиатрическую больницу.
А еще среди «шутников» немало детей и подростков, которые не хотят учиться, поэтому решаются на правонарушения.
- Хорошо, что современная техника позволяет определить номер телефона звонившего - неважно, с мобильного или из телефона-автомата, - рассказывает Алексей Головач. - Нередко звонят из дома. Оказывается, человек просто хочет посмотреть, как быстро милиция приедет. Так как согласно внутренним документам МВД милиция должна реагировать на любую информацию, содержащую признаки правонарушения, с целью их проверки, приходится поднимать на ноги милицию, группу разминирования и другие экстренные службы.
Чем же грозит «лжеминирование»? Ответственность за такой проступок наступает с 14 лет и предусматривает наказание в виде штрафа, ареста, ограничения свободы на срок до трех лет или лишения свободы на срок до пяти лет. За детские шалости расплачиваются взрослые. Если ребенку, сообщившему о ложном минировании, не исполнилось 14 лет, наступает административная ответственность родителей, а ребенка ставят на учет в инспекции по делам несовершеннолетних. Кроме того, за телефонную «шутку», в результате которой по тревоге поднимаются соответствующие службы, виновник обязан будет возместить силовикам расходы на «холостой» выезд.
Не всегда граждане довольны работой службы «102». Поэтому для решения спорных вопросов все звонки записываются. Но бывают и не совсем обоснованные жалобы.
- К примеру, звонит гражданин и требует, чтобы наряд ГАИ немедленно приехал и убрал машину с зеленой зоны, - отметил эксперт. – Если наряд опоздал, тут же «летит» жалоба. Но люди не всегда знают тонкости работы милиции. Кроме того, в городе могут быть пробки на дорогах… Мы всегда готовы помочь - это наша работа, но хочется и немного понимания со стороны наших граждан.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть