Где искать хороших продавцов и кто их должен готовить в пресс-центре «АиФ» обсудили приглашенные эксперты.
Система работает
- Сегодня профессия продавца - одна из самых востребованных у абитуриентов, - рассказала «АиФ» Александра ПЕТРОВА, начальник управления научно-методического обеспечения профессионального образования Республиканского института профессионального образования. Запросы рынка труда мы стараемся максимально удовлетворить. Проблем с распределением по квалификации «продавец» в учреждениях образования не было.
Если говорить о системе основного образования, сегодня специалистов торговли готовят профессиональные лицеи, колледжи и вузы. Из профессиональных лицеев выходят продавцы 4-го разряда, кассиры и контролеры-кассиры 4-го разряда. Сегодня, в колледже можно освоить специальность «Торговое дело» и получить квалификацию «продавец 6-го разряда». Колледжи также готовы предложить рынку труда ряд специалистов со средним специальным образованием для работы в сфере торговли.
Кроме профессионально-технического, среднего специального образования существуют образовательные программы дополнительного образования взрослых, которые реализуются как в учреждениях образования, так и в различных учебных центрах частной и государственной формы собственности. Документ, который выпускник получает по окончании программ: дополнительного образования - свидетельство о присвоении определенной квалификации; профессионального образования – диплом о профессионально-техническом или среднем специальном образовании.
Готовим своих
Профессиональных консультантов для торговых сетей почти нет. Тем более, зачастую люди идут работать в торговлю не от хорошей жизни. Особенно это касается продуктового ритейла, ведь для отпуска товара никаких особых навыков обслуживания руководство торговых сетей не требует.
- Исходя из опыта, могу сказать, что иногда даже у людей с 20-летним стажем работы в торговле, нет элементарного представления о технологии продаж. Речь идет о консультантах, а если пойти выше, - администраторы, руководители, - там ситуация еще хуже: Отсутствуют управленческие навыки контроля, мотивации и т.п. Особенно в государственных магазинах, - отмечает Виталий КАРПЕШ, консультант в области управления продажами, бизнес-тренер консалтинговой группы «Здесь и Сейчас».
Действительно, задача учебного заведения – выпустить человека со знаниями, а руководитель торговой сети, магазина должен на месте его обучить, подсказать, помочь ему стать на ноги.
Многие компании понимают это и обучают специалистов «под себя»: гораздо эффективнее искать людей, которые хотят учиться и работать, чем уже готовых специалистов. И даже «корочка» - не всегда решающий фактор при выборе персонала.
- Сегодня спрос на рынке труда значительное превышает предложение. Кто-то имеет образование, а кто-то нет, но готов обучаться. И здесь, на этапе подбора персонала в компанию, важно определить мотивацию кандидата и склонность его к обучению, - считает Татьяна СЫМАНОВИЧ, начальник управления по работе с персоналом сети АЗС «Газпромнефть» в Беларуси. – Обучение сотрудников, повышение их квалификации – задача как работодателя, так и самого работника. Наша компания уделяет большое внимание обучению персонала, в первую очередь, речь идет о торговом персонале. При этом используем различные формы обучения: очное на базе собственного Учебного центра, а также мобильное, каскадное и дистанционное обучение. С 2014 года обучение операторов АЗС происходит в учебном центре сети АЗС «Газпромнефть» в Беларуси. Сюда иногда приходят люди, которые не всегда имеют полное представление, как работает АЗС. В этом случае наша задача максимально эффективно организовать процесс профессиональной подготовки сотрудников, дать необходимые знания и создать условия для приобретения практического навыка в работе путем прохождения стажировки на объектах нашей сети.
- Действительно, если ты видишь, что человек хочет работать, получать достойную заработную плату и развиваться как профессионал, то порой не обращаешь внимания на отсутствие у него профильного образование,- отметила Татьяна СВИРИДОВИЧ, руководитель отдела розничных продаж и франчайзинга группы компаний «Марк Формэль». – Хорошие сотрудники приходят из компаний, где персонал четко замотивирован на результат. Например, недавно взяли на должность заведующих магазинов двоих сотрудников, которые раньше работали операторами на АЗС. А вот людей, работавших в государственной торговле, очень сложно переучивать. Они с трудом воспринимают что-то новое, не понимают, что премию нужно заработать. Хотя мы, как и коллеги, проводим обучение своего персонала стандартам работы продавца и основам мерчендайзинга.
За что премия?
Но даже если персонал подготовлен и готов работать, он не всегда знает, что последует за тем или иным его действием. Во многих компаниях отсутствует или не работает система мотивации. И если в коммерческих структурах есть подвижки и наработки, то в государственных организациях работник, например, даже не знает, за что получает премию.
- Давать просто так премию – неправильно, - уверен Виталий Карпеш.– Этот способ мотивации не всегда работает, т.к. даже если показатели не выполнены, премия продолжает выплачиваться. Работник как-то повлиял на продажи? У него довольные клиенты? Одним из критериев премирования может быть оценка качества обслуживания через технологию включенного наблюдения, «тайного покупателя», книгу замечаний и предложений и т.д. Очень важно, чтобы продавец понимал, что он получит или потеряет в зависимости от его качества обслуживания клиента. А пока же получается, пряник есть, а кнута нет.
Уважать друг друга
Если знания и навыки можно получить в процессе обучения, то с культурой общения у торгового персонала ситуация сложнее. Конечно, во многих магазинах вам улыбнутся и скажут: «Добрый день. Чем я могу помочь?». Но бывает и так, что у покупателя складывается ощущение, что он должен еще и поблагодарить за то, смог совершить покупку.
- Образование дает знания, элементарные понятия о товаре, о работе с кассовым оборудованием, о технологии, но культуре в целом человека могут научить только родители, общество. Ну и, конечно же, конкретная компания, где человек работает, - резюмировала Людмила ПЕТРАКОВСКАЯ, консультант управления организации торговли и услуг Министерства торговли РБ. – Поэтому всегда приятно, когда заходишь в магазин и видишь, что там работают не просто профессионалы, но и воспитанные люди.
Но у этой медали есть и обратная сторона. Не стоит забывать о том, что сейчас все больше потребителей, опираясь на утверждение, что «покупатель всегда прав» позволяют себе хамство и грубость по отношению к продавцам. Поэтому, чтобы покупатель возвращался в магазин снова и снова, а продавцу хотелось улыбаться клиентам, начинать надо с элементарного уважения, причем взаимного, людей, стоящих по разные стороны прилавка.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть