Недавно премьер России Михаил Мишустин назвал Беларусь стратегическим партнёром и основным союзником России в СНГ.
Почему это партнёрство то и дело проходит испытание на прочность? Какие совместные проекты помогут нас сблизить? Об этом «АиФ» рассказал госсекретарь Союзного государства России и Беларуси Григорий РАПОТА.
НЕФТЬ И ГАЗ – НЕ ГЛАВНОЕ
– Григорий Алексеевич, в чём вообще разница между углублённой интеграцией и объединением двух государств?
– Во-первых, в договоре от 1999 г. есть 6-я статья, в которой чётко говорится: каждый из участников Союзного государства сохраняет суверенитет. Но вместе с тем каждый вправе делегировать какие-то полномочия наднациональным органам. Во-вторых, и Лукашенко, и Путин заявляли совершенно однозначно, что наши страны не собираются объединяться в одно государство.
Конечно, гипотетически, как результат общих усилий по созданию единого экономического, энергетического, транспортного и прочих пространств, как венец всей этой работы возможно и создание единого государства с общей Конституцией, с общими органами управления. Но пока об этом речь не идёт. Так или иначе на сегодняшний день никаких договорённостей на этот счёт не существует.
– Если говорить о конкретных вопросах наших взаимоотношений, то какой из них самый важный – вопрос о ценах на российские нефть и газ?
– На мой взгляд, отношения между Россией и Беларусью всё же не сводятся только к вопросу компенсации за российский налоговый манёвр и цены на газ и нефть. Хотя это важные факторы, спору нет. Союзное государство – это геополитический проект, и он развивается, несмотря на все наши споры и трения. Как в любом геополитическом проекте, в нём есть внешнеполитический аспект, есть военный, социальный, экономический, научно-технический аспекты. И, например, в военной области сотрудничество достаточно плотное, отработанное. У нас существует региональная группировка войск, куда входят все Вооружённые силы Беларуси и Западный военный округ РФ. В случае кризисных ситуаций эта группировка переходит под единое командование и действует как единый механизм. А в мирное время два министерства обороны проводят учения, и штабные, и полевые, причём ежегодно – один раз на территории Беларуси, один раз на территории России.
Плодотворно сотрудничество во внешней политике, в науке, в социальной сфере, в культуре…
Если же говорить об отношениях между двумя государствами в целом, то я убеждён: их сохранение и развитие в интересах и Беларуси, и России. Сложности, проблемы существуют, но надо искать возможности для их решения, а не искать виноватых. Для меня, как гражданина России, очевидно: нам нужен такой союзник, как Беларусь. Так же как желательно иметь союзника и в лице Украины, и в лице Казахстана и всех остальных, кто окружает Россию. Наличие таких союзников создаёт для страны комфортную среду обитания и служит целям национальной безопасности.
И «БУЛЬБА», И ТОМОГРАФЫ
– Некоторые считают, что Беларусь – исключительно аграрная страна.
– Должен произойти разрыв шаблона. По этой логике Беларусь ассоциируется с драниками, мачанкой и бульбой. Кстати, Россия для некоторых – тоже страна хохломы, водки и балалайки.
Но это не так, Беларусь – высокотехнологичная страна. Есть в ней, например, такая компания, как EPAM, где работают 50 тыс. программистов. Из них 15 тысяч на территории республики, а остальные – в филиалах в 10 странах. Или мессенджер Viber – это белорусское изобретение. В Минске также производится медицинское оборудование – томографы и др. 80% этой продукции экспортируется в Россию.
Другая белорусская частная компания производит тренажёры для российских истребителей. Вообще, в своё время Беларусь наряду с Украиной служила сборочной площадкой для всего Советского Союза. Электронная промышленность, машиностроение, прочие высокотехнологичные отрасли были в сфере компетенций республики.
Кстати, на программной базе EPAM в республике создан Парк высоких технологий. Государство в него вложило, как утверждают, всего 500 тыс. долл. – просто отдали под парк недостроенную многоэтажку, и все там разместились. При этом доходность Парка составила 1,5 млрд долл. в 2018 г. и 2 млрд долл. в 2019-м. Так что судите сами.
Это не значит, что в белорусской экономической модели нет недостатков. Но давайте не умалять её достоинства и перспективность работы в союзном формате.
БУДЕТ ЛИ НОВАЯ ДОРОГА?
– Есть идея строительства высокоскоростной железной дороги, которая пройдёт и через Беларусь. Для чего она нужна?
– Надо ли нам что-то такое строить, чем смогут воспользоваться и россияне, и белорусы? И для чего нужна скоростная дорога? Допустим, чтобы съездить в Литву на выходные, белорусу надо потратить всего 2,5 часа туда (на электричке или на машине) плюс 2,5 часа обратно. В Польшу от Минска – 3,5 часа, от Бреста 20 минут. А до Москвы или Санкт-Петербурга им добираться минимум 5 часов – это если самолётом, считая дорогу в аэропорты. Поезд из Минска в Питер идёт 13–14 часов! Это одноколейная дорога с разъездами на вокзалах, только наполовину электрифицированная. Прошлый век в прямом смысле слова. До Москвы – 720 км – ехать поездом 10 часов. То есть белорусы от России физически удалены.
Москва и Санкт-Петербург – культурные центры, которые готовы принимать туристов, имеют соответствующую инфраструктуру и хотят зарабатывать деньги. Белорусы ездят в две российские столицы по бизнесу, к родным, россияне в Беларусь – в санатории, отдохнуть, подлечиться. Самолёты в обычное время заполнены, спрос на билеты велик.
Потому мы и предложили проложить высокоскоростную дорогу из Санкт-Петербурга в Гамбург через территорию Беларуси, причём главным образом за частные деньги. Проект оценивается в 30–40 млрд долл. Сейчас прорабатываем эту идею. Выгоду должны получить все. А весь путь от Питера до Минска займёт не более 3 часов. Кроме того, вокзал и привокзальная территория высокоскоростных дорог дают в 5 раз больше дохода, чем прилегающие к ним 100 км путей. Наконец, это будет грузопассажирская дорога, что выгодно вдвойне. Но главное – мы объединим усилия двух стран в работе над созидательным совместным проектом. У нас же таких проектов пока, к сожалению, остро не хватает.
– Как жители России и Беларуси относятся сегодня друг к другу?
– В основном у жителей России к белорусам очень доброжелательное отношение. Считают их трудолюбивыми, аккуратными. Кстати, много белорусских граждан работают в российском строительном бизнесе. В Смоленской области посмотрите: водители в автохозяйствах - все белорусы. Побывал за последние годы в десятке регионов России, в том числе со мной ездили белорусские журналисты. Отношение к Беларуси искренне уважительное, да и товары её представлены практически в каждом российском городе. Цена, качество потребителей удовлетворяют.
ДРУГ У ДРУГА КАК ДОМА
– Что мешает более тесной интеграции наших экономик?
– Наверное, всё же недостаточно гармонизированное законодательство и наличие барьеров во взаимной торговле.
– Зато у нас фактически не осталось барьеров, которые бы мешали жителям двух стран общаться, ездить друг к другу.
– Да, социальная сфера нашего сотрудничества достаточно развита – с точки зрения обменов, пенсионного обеспечения, перевода пенсий. Тут действительно проделана большая работа, и было бы жалко это потерять. Очень много сделано для того, чтобы белорусы не чувствовали себя иностранцами в России, а россияне – в Беларуси. Общность языка, лёгкое устройство на работу друг у друга – всё это у нас уже есть.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть