2514

Торговля в Интернете. Что мешает быстрому развитию этой сферы в Беларуси

"Аргументы и факты" в Беларуси № 31 01/08/2017
Интернет-магазины не должны заниматься доставкой самостоятельно.
Интернет-магазины не должны заниматься доставкой самостоятельно. Фото из открытых источников

В 2016 году объем рынка электронной коммерции Беларуси превысил 520 млн долларов, но это только 2,8% розничного товарооборота в стране. В соседней Украине темпы развития электронной торговли намного выше. В чем отличие украинского e-commerce от белорусского? Что поспособствует развитию этой сферы в нашей стране?

Мировые тренды

Электронная коммерция (e-commerce) - наиболее быстрорастущий сегмент экономики в мире. Сегодня это не только продажи товаров и услуг в Интернете, но и электронные деньги, банкинг и страхование, платежные агрегаторы, службы доставки, чат-боты, дроны и т.д.

Николай ПАЛИЕНКО, генеральный директор EVO.company - одного из лидеров рынка электронной коммерции Украины, отметил, что доля онлайн-торговли будет неустанно расти. Если e-commerce в Украине сегодня составляет около 3% всего ретейла, в Беларуси - 2,8%, то в большинстве развитых стран - 10-15%.

В Украине в 2016 году товарооборот интернет-торговли составил $1,3 млрд. Прогноз на нынешний год - $1,7 млрд.

Огромную роль в развитии интернет-торговли играют маркетплейсы (онлайн-маркеты). Это своего рода торговые центры, в которых размещены небольшие магазины, только в Интернете. Отправляясь за покупками, клиенту проще ознакомиться с множеством предложений в одном торговом центре, чем обойти все мелкие магазины в городе. В Интернете покупатели также все чаще делают выбор в пользу не отдельных интернет-магазинов, а маркетплейсов, которые заполняют даже целые отрасли. Так, забронировать отель в любом уголке мира можно с помощью сервисов Booking.com, Airbnb; на сайтах Amazon, Ebay, Aliexpress, Deal.by можно купить практически любой товар; в разных странах можно заказать такси в приложении Uber. Все государственные закупки Украины проходят через систему публичных электронных закупок Prozorro, коммерческие - через Rialto.

СПРАВКА
EVO.company - продуктовая IT-компания, один из лидеров рынка электронной коммерции Украины. Проекты в Украине - Prom.ua, Bigl.ua, Crafta.ua, Zakupki.prom.ua, Kabanchik.ua, Vchasno.com.ua, в странах СНГ - Deal.by, Kabanchik.by, Satu.kz, Tiu.ru.
Николай Палиенко отметил, что ежегодно товарооборот и количество заказов маркетплейсов группы компаний EVO растут почти вдвое. В Украине трафик отдельных интернет-магазинов в 2016 году по сравнению с 2014-м вырос всего на 4%, а маркетплейсов - на 78%.

На выбор онлайн-маркетов влияет и тотальная «мобилизация». В Беларуси 44% посетителей заходят на Deal.by с мобильных телефонов, а совершают покупки с помощью смартфона - 27%. Это при том, что в развитых странах мобильный трафик обгоняет традиционный: уже 93% интернет-пользователей используют мобильный Интернет.

Преимущества

Главный плюс для продавца - инфраструктура онлайн-маркета. Так, в Беларуси любой продавец, ИП или юридическое лицо может воспользоваться конструктором интернет-магазинов Deal.by и создать сайт самостоятельно, без дорогостоящих услуг программиста, дизайнера и т.д.

Маркетплейс  оптимизирован для всех поисковых систем, т.е., когда человек ищет нужную ему вещь в Интернете, одними из первых он видит товары, размещенные на Deal.by. Таким образом, продавец получает не только площадку в интернет-магазине, но и доступ к огромной аудитории покупателей. 14 дней услугами онлайн-маркета можно пользоваться бесплатно. Специалисты маркетплейса готовы обучить и проконсультировать продавца по любым вопросам, ведь они заинтересованы в развитии бизнеса каждого клиента.

В I полугодии 2017 товарооборот на Deal.by вырос на 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Средний чек увеличился на 28% и сейчас составляет $74. Самые популярные категории товаров - «Дом и сад», «Товары для детей», «Техника и электроника». «Одежда, обувь» - на 4-м месте, «Товары для красоты и здоровья» - на 5-м.

Кстати, в Украине тенденция другая: в начале года на маркетплейсах чаще всего покупали обувь и одежду, аксессуары, мобильные телефоны, технику и электронику, товары для дома и сада. Но темпы роста этих категорий замедлились. И, по данным Prom.ua, вскоре драйверами e-commerce станут категории продуктов питания/напитков, сырья и материалов, электрооборудования.

Стоп-факторы

Еще одно отличие украинского рынка от белорусского связано со способами доставки товаров. В Украине 89% товаров доставляются коммерческими курьерскими службами. В Беларуси такой способ доставки распространён намного меньше. Большинство белорусов предпочитают рассчитываться за онлайн-заказы наличными, но в таких случаях продавец не может прибегнуть к услугам курьерской службы, т.к. ей запрещено принимать деньги за товар у покупателя.

Иван ПОРТНОЙ, руководитель отдела развития маркетплейсов EVO.company, считает, что это сдерживает развитие белорусского e-commerce. Кроме того, частные службы доставки не могут развивать сеть пунктов выдачи товаров по франшизе, т.е. передавать права на открытие таких пунктов другим компаниям. Они могут только открывать такие пункты самостоятельно, что достаточно затратно. Таким образом, продавцам приходится отправлять заказ по почте (40% товаров), создавать собственную курьерскую службу или пункт самовывоза, но это могут позволить себе не все продавцы.

Руководитель маркетплейса Deal.by Максим МАРИНИЧ уверен, что интернет-магазины не должны заниматься доставкой самостоятельно. Для этого нужно формирование отдельного рынка с компаниями, для которых доставка - основной бизнес.

Также на белорусский e-commerce негативно влияет и запрет на применение интернет-магазинами упрощенной системы налогообложения.

В начале июля Министерство антимонопольного регулирования и торговли РБ анонсировало разработку закона о платежных документах, согласно которому в Беларуси службы доставки смогут принимать платежи в пользу третьих лиц. Также был анонсирован Указ президента о либерализации, который отменит запрет на применение интернет-магазинами упрощенной системы налогообложения. Это значительно расширит возможности торговли в Интернете для малого бизнеса и ремесленников. Ожидается, что эти документы будут приняты до конца года, на что очень надеются все игроки рынка белорусской электронной торговли.

Доверие превыше всего

Максим Маринич также отметил, что из-за привычки белорусов рассчитываться за товары, купленные в Интернете, наличными операторы онлайн-платежей лишаются огромного числа заказов. В первом полугодии 2017 года на Deal.by было совершено более 253 000 заказов на 34 млн рублей, из них более 60% оплачены наличными.

Белорусы станут больше доверять интернет-магазинам, когда вырастет качество обслуживания. Ежегодно Deal.by проводит бесплатные семинары по развитию бизнеса для владельцев интернет-магазинов в Минске и всех областных центрах (в нынешнем году такие семинары начнутся во второй половине августа).

Очевидно, что маркетплейсы сами заинтересованы в росте лояльности покупателей и оказании качественных услуг. Для этого разрабатываются специальные программы защиты покупателей, новые сервисы, обновляется инфраструктура сайтов.

Например, на онлайн-сервисе заказа услуг Kabanchik.by все исполнители проходят тщательную проверку. После выполнения каждого задания исполнители получают отзыв заказчика и оценку выполненной работы по трем критериям: компетентность, пунктуальность и вежливость.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно