Первые шаги
Приучать ребенка к самостоятельным играм следует уже с 5–6 месяцев, когда младенец начинает живо интересоваться погремушками. Можно на несколько минут оставлять кроху на коврике или в манеже с парой ярких привлекательных игрушек, чтобы малыш изучал их сам. Маленький может подолгу ощупывать их, пробовать игрушку «на зубок», кидать, трясти…
Игрушек не должно быть много, так как ребенок в этом возрасте способен концентрировать внимание только на одном-двух предметах. Игрушки лучше давать порциями: сначала две, а когда ребенок ими наиграется, убрать и дать новые. Если вы услышите, что ребенок беспокоится, вернитесь, немного поиграйте вместе, а затем снова покиньте комнату на некоторое время.
Как долго?
По мере взросления малыша интервалы для самостоятельной игры можно увеличивать. Так уже в год ребенок способен полчаса увлеченно играть в одиночестве, в два года – час, а в три года – полтора-два часа в день. Разумеется, игры должны проходить под ненавязчивым контролем взрослых. Периодически тихонько заглядывайте в комнату, смотрите, как чувствует себя малыш. Если видите, что кроха устал, переключите его на другое занятие, покормите, дайте отдохнуть.
Для ребенка игра – не просто развлечение, но активная деятельность, отнимающая энергию и силы, поэтому важно следить, чтобы он не переутомился. Кроме того, важно направлять детскую игру: подсказывать новые идеи, демонстрировать, как можно поступать с теми или иными предметами. Так вы сможете обогащать игровой «репертуар» и следить, чтобы малыш не «проигрывал» драки, убийства и другие страшные и неприятные ситуации.
И, разумеется, контролируя игры, не переусердствуйте! Помните правило, о котором пишет известный психолог, профессор Юлия Гиппенрейтер: «Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!».
Ведь излишняя опека тоже может вызвать протест, или, наоборот, ребенок так и не научится обходиться без вашей помощи, что в итоге приведет к страху одиночества и неуверенности в себе.
Новая пора
Приучая ребенка к самостоятельной игре, важно заинтересовать его, поскольку дети увлеченно занимаются только тем, что их привлекает. Родителям необходимо придумать интригующий сюжет или купить яркую игрушку. Непременно следует показать малышу, как играть с новым предметом, рассказать правила игры, наглядно продемонстрировать различные ситуации.
Когда ребенок усвоит объяснение, передавайте «эстафету» ему, но первые шаги в игре он должен сделать под присмотром и мягким руководством родителя. Только когда вы увидите, что малыш справляется без подсказок и с удовольствием играет в одиночку, тихонько покидайте детскую. Если малыш просит вас остаться, можно сказать: «Я на минутку, позвонить папе» или «Я сейчас вернусь, только вымою посуду». Обязательно вернитесь! А спустя некоторое время снова удалитесь из комнаты под благовидным предлогом. Таким образом ребенок постепенно привыкнет играть самостоятельно.
Каждому навыку свое время
Для младенцев от 2 до 6 месяцев первым подарком, конечно же, должна стать погремушка, которая может быть изготовлена как из безопасной пластмассы, так и из бересты или дерева. Погремушки могут быть яркими, цветными или прозрачными с перекатывающимися шариками.
Чуть позже, с 6 до 12 месяцев, малышу становится интересно хватать и бросать на пол предметы, трясти, ощупывать, вынимать детали. Поэтому стоит приобрести мячи, игрушки со звуковыми и световыми эффектами, пирамидки, кубики, юлу. Игрушки должны быть сделаны из разнообразных материалов, с гладкими или, наоборот, неровными поверхностями, шероховатостями, липучками – для развития тактильных ощущений.
С 1 года до 3 лет подойдут игрушки для тренировки координации движений и мелкой моторики (шнуровки, вкладыши, конструктор), а также механические игрушки, машинки, куклы, домики, мебель и оборудование, животные, различные предметы без фиксированного значения (шарики, колечки, брусочки разных цветов).
В период от 3 до 5 лет начинается этап сюжетно-ролевой игры, когда малышам становятся интересны кукольный театр, различные наборы для игр в профессии, в «дочки-матери», а также настольные игры, пазлы, музыкальные инструменты. Вместе с детьми можно придумывать жизненные случаи и проигрывать их, ведь игра – отражение жизни.
Здесь все «понарошку», но в условной обстановке, создаваемой воображением ребенка, действия и чувства искренни, переживания подлинны. Играя, малыш получает уникальную возможность «прожить» разнообразные ситуации, что поможет, столкнувшись с ними в реальности, принять верное решение.
В старшем дошкольном – младшем школьном возрасте детей можно привлечь не только ролевыми играми, но и головоломками, сложными конструкторами, мозаиками, играми-драматизациями, шахматами, шашками, подвижными играми, словесными («продолжи рассказ», «города» и т. д.), театральными постановками.
Воспитание, как известно, начинается с колыбели. Такие важные и необходимые стороны характера, как независимость и самоорганизация – можно взращивать с младенческого возраста, приучая ребенка к самостоятельным занятиям и играм. Стремление к самостоятельности нужно поощрять, пестовать, оберегать. И тогда у вас вырастет уверенный, ответственный, инициативный человек, который даже в трудной ситуации не растеряется и найдет выход.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть