6436

Сильный характер. Можно ли развить волю ребенка?

№ 17 от 21 апреля 2015 года 21/04/2015

У некоторых детей сильный волевой характер словно заложен генетически. Они все доводят до конца, способны пожертвовать игрой с приятелями, чтобы закончить уроки… А есть такие, кто при первых трудностях бросает дело, прося родителей: «Давай лучше ты!».

Делай сам

Избегайте гиперопеки. Убежденность мамы: «Лучше я сделаю сама, а то потом придется переделывать» внушает ребенку неуверенность в своих силах. С некоторыми детьми без нажима результата не добиться. Конечно, хорошего в этом мало, но расстраиваться и ополчаться на ребенка («В кого он у нас такой?») не следует. Он не виноват, такова его индивидуальная особенность. Значит, вам надо проявлять больше последовательности, упорства и терпения, а не пускать все на самотек, ведь очень многие дети отказываются преодолевать трудности, а таким образом волю не разовьешь.

В чем трудность

Разберитесь, в чем именно заключается проблема. Часто сложности ребенка имеют не только психологическую подоплеку. Дело может быть в плохой концентрации внимания, неразвитой моторике, неспособности к пространственному ориентированию или непонимании устной инструкции… В случае таких объективных затруднений надо отвести ребенка к нейропсихологу или логопеду и пройти курс коррекционных занятий.

Приобщайте малыша к творческим занятиям, ролевым играм, играм по правилам (возбудимым детям соблюдать правила трудно, и такие игры служат для них хорошим тренингом), а также к выполнению домашних обязанностей и занятиям спортом.

Не пережать

Внушайте, что преодолевать трудности интересно, что это помогает вырабатывать волевой, сильный характер. Нацеливайте на сам процесс преодоления, а не на быстрый результат. Хотя результат (хотя бы промежуточный) тоже должен быть - ребенку важна наглядность. Чем труднее занятие, тем чаще должна звучать похвала.

Заведите «Дневник самостоятельности и преодоления трудностей». Каждый день вместе с ребенком обсуждайте, что туда записать, показывайте дневник родственникам.

Понемногу приучайте ребенка терпеть дискомфорт, но не переусердствуйте. Задачи должны быть посильными. С возрастом нагрузки должны возрастать, а подход - становиться тверже. С малышом опасно «пережать», а с подростком - «недожать».

Не спешите предвосхищать желания ребенка. Не все и не всегда надо давать ребенку просто так, «за красивые глаза». Поощрение, награду надо заслужить, в том числе и путем преодоления трудностей.

Свой пример

Подавайте ребенку пример. Сейчас во многих семьях считают, что проще что-то купить, чем приготовить, смастерить. И дети это быстро усваивают. Поэтому из воспитательных соображений следует больше делать что-либо своими руками, привлекая к этому детей. Рассказывайте детям о волевых людях, преодолевавших различные трудности. Только следите, чтобы в ваших рассказах не сквозило осуждение ребенка («Вот они какие, а ты…»).

Ирина ПЕТРОВА

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно