Соответственно, и реакция на нее должна быть разной.
Без оскорблений
Критику своего поведения слышать неприятно, но она не унижает вас, не ставит под сомнение вашу человеческую ценность. На неё и отреагировать легче. Например, на претензию руководителя о том, что отчет до сих пор не готов, можно сказать: «Да, не успел составить отчет - извините, неприятности дома, но я все разрешу и сделаю». Конфликт исчерпан. А вот личностная критика действует на отношения разрушительно. «Да что ж ты такой бестолковый! Все завалил и коллег подставил!» звучит ужасно и не предлагает никакого выхода из ситуации. Отсюда вывод: оскорбительным замечаниям в рабочих отношениях не место.
Справедливо
Бывает, что критика хотя и наносит оскорбление, но всё же вполне справедлива. Например, один из рабочих дней был не очень удачным. «У вас совсем низкие показатели. Плохо работаете!» - может сказать начальник. «Ты всегда опаздываешь! На тебя нельзя положиться!» - говорит в сердцах близкий человек.
Как поступить в этом случае? Наилучшим вариантом будет признать справедливую часть высказывания и не принять ту, которая не соответствует действительности: «Да, показатели сегодня не такие впечатляющие. Но весь прошлый месяц мы были на высоте!» «Я опаздываю впервые за долгое время. Когда меня не задерживают важные дела, я прихожу вовремя».
Достойная реакция на критику предполагает, что вы держитесь спокойно, уверенно и точно знаете, какие именно замечания может высказать в ваш адрес другой человек. Эти замечания могут касаться ваших действий и поступков, которые причиняют дискомфорт окружающим, но никак не должны задевать вашу личность.
Дадим отпор
Но что делать, если вы всё же слышите унижающую личностную критику в свой адрес? В первую очередь вспомните: если другой человек что-то и может критиковать, то только неподобающее, на его взгляд, поведение по отношению к нему. Поведение! А не то, какой вы человек, какие у вас манера одеваться, походка, причёска, голос, друзья и взгляды на жизнь. Поэтому достойной реакцией на критические выпады типа «Ты неряшливая и ленивая», «Руки из какого места растут?» будет следующее: «Мне крайне неприятно это слышать, разговоры в таком духе я не приемлю и настаиваю на уважительном, а не уничижительном обращении друг с другом».
Если же вы слышите, например, от коллеги по работе: «Тебе нужно заняться своей кожей!» или «Надо начать следить за собой», - можете ответить: «Я знаю, что ты хочешь как лучше, но впредь прошу тебя тему моей внешности не обсуждать и давать советы тогда, когда я к тебе за ними обращусь».
На обидные высказывания малознакомых людей, касающиеся лично вас, можно отреагировать коротко: «Говорить подобное другому человеку невежливо».
Ирина ЧЕСНОВА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть