Часто неумение договориться становится причиной больших проблем. Может, в цифровом веке мы разучились общаться?
Как разговаривать, чтобы тебя услышали? Как понимать, что хотят сказать тебе? Рассказывает тренер по общению, коммуникатор, игропрактик, ведущая трансформационных игр Елена КОРОВЕЦ.
- Что значит «уметь общаться»?
- Для меня умение общаться охватывает навыки взаимодействия людей друг с другом всеми возможными способами - голосом, жестом, взглядом, прикосновением.
Никто не может знать, в какой ситуации он окажется и на каком «языке» ему придётся «разговаривать», в какой обстановке, на каком расстоянии от собеседника и с помощью каких инструментов.
Поэтому моя задача - помочь детям, подросткам и взрослым сделать из себя главный инструмент коммуникации с окружающим миром.
- Может, «смайликом» сегодня люди могут сказать больше, чем раньше страницей текста?
- Сомневаюсь. Лично для меня страница текста - это разнообразие, детали, спектр цветов и оттенков. Живой мимикой ты можешь передать 50 нюансов радости и печали, сочувствия или сомнения. А «смайликом»? Тот, кто его получает, дальше уже сам дорисовывает степень интенсивности. И ошибок здесь может быть вагон и маленькая тележка. Вспомните, что даже в живом диалоге люди умудряются додумать подтексты, которых в исходном посыле и близко не было. Что тогда можно сказать о графических знаках?
Я не являюсь ни противником, ни сторонником «смайликов». Есть ситуации, в которых они уместны. Особенно когда сказать нечего, а передать свои чувства как-то нужно. Хоть какие-то.
С другой стороны, чрезмерное их использование приводит к обеднению языка и исчезновению из активного словаря многих слов и понятий. Кто-то разучивается грамотно писать и говорить, у кого-то словарный запас приближается к уровню Эллочки-людоедки.
ОБРАТНЫЕ СВЯЗИ
- Как понять, уверенно мы общаемся или нет?
- По обратной связи от людей. Они «отзеркаливают» нам степень нашей уверенности и убедительности достаточно точно. Не всегда это выражается в их активной мимике или словах. Но, если у вас все в порядке с эмоциональным интеллектом, если уровень эмпатии достаточно высок, вы все почувствуете буквально «кожей».
Кстати, типичные признаки уверенного человека:
- осанка - прямая спина и раскрытые плечи;
- слегка приподнятый подбородок;
- улыбка и спокойные, размеренные кивки;
- более активные и доминирующие позы, открытые уверенные жесты;
- целенаправленные и уверенные движения;
- крепкие рукопожатия;
- зрительный контакт;
- спокойствие и равновесие, отсутствие суетливости и пр.
- Что важнее - словарный запас, жесты, голос?
- В каких обстоятельствах? В одних можно «выехать» на словарном запасе (особенно в профессиональном кругу) и выразительности речи (особенно если коммуникация аудиальная, без «картинки» - вспомним общение по телефону, в «Зуме» или «Скайпе», когда видео отключено), в других случаях ключевую роль могут сыграть жесты и их выразительность. А давайте возьмём общение между близкими людьми - какое значение здесь приобретают прикосновения! Это ведь тоже коммуникация, ещё какая!
Ребятам-подросткам на наших занятиях я всегда говорю: мы не знаем, где можем оказаться и в каких условиях. Вы должны быть готовы к тому, что вам необходимо донести информацию до человека в темноте, в шуме, в воде, даже в безвоздушном пространстве. Надо уметь использовать все доступные инструменты коммуникации.
ВЗАИМНЫЙ ВЫИГРЫШ
- «Win-win» и ННО - что это?
- «Win-win» - стратегия ведения переговоров, выстроенная на взаимном уважении и максимальном соблюдении интересов друг друга. Взаимный выигрыш. Тем она и отличается от стратегии компромисса, в которой каждый пусть даже немного, но проиграет. И тем она сложнее, требует высокого уровня креативности, эмпатии и готовности исследовать ситуацию с обеих сторон.
Здесь каждая сторона настроена на созидательное и взаимовыгодное сотрудничество, обещающее реальные перспективы, от которых выиграет каждый. Причём это касается не только бизнеса, но и межличностных взаимоотношений.
И да, этот процесс строится на большом количестве вопросов и умении их задавать. Я вообще считаю, что правильно выбранный и корректно заданный вопрос - уже почти готовый ответ.
Что касается технологий, то сейчас становится всё более популярной методика ННО - ненасильственного общения.
Это популярный метод разрешения конфликтов, в основе которого лежат объективные факты и конкретика. И, хотя ННО часто используется в психологии отношений и политических переговорах, это также инструмент мышления, который помогает улучшить навыки общения и с семьей, и с друзьями, и с коллегами.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть