23270

Мальчики тоже плачут. Как правильно расставить акценты в воспитании детей

№ 14 от 4 апреля 2012 года 04/04/2012

Казалось бы, что в этом плохого? Однако магистр социологии, исследовательница гендерной проблематики Татьяна ЩУРКО убеждена, что за простыми и, на первый взгляд, безобидными словами кроется серьёзная опасность. Попробуем разобраться.

- Фразы наподобие «Не плачь, ты же мужчина!» - одна из причин того, что в Беларуси уровень суицидов среди мужчин в пять раз выше, чем среди женщин, - делится своими исследованиями Татьяна Щурко. - Высокая смертность от сердечных заболеваний у мужчин тоже связана с такими установками. С детства мальчика учат: мужчина - добытчик, он несёт ответственность за семью, у него должна быть хорошая работа, причём именно мужская профессия, а не, скажем, учитель начальных классов. Но если у него не получается? В нынешних экономических условиях мужчина не чувствует, что реализовал себя, и собственная мужественность для него под большим вопросом, а возможно, и для его жены. В этой тяжёлой для него ситуации мужчина не может выразить свои эмоции, потому что их нельзя выражать, и стресс накапливается. Всё это приводит к невероятным разочарованиям, которые в том числе провоцируют суициды.

Мальчики часто слышат о том, что они мужчины, защитники, воины, но почти никогда - что они будущие отцы. Ответственность за ребёнка – это формулировка для девочек. «Не кури, ты же будущая мать!» - типичный пример.

Что не так?

-  Важно  правильно расставить  акценты, - продолжает Татьяна Щурко. - Девочка обязана заботиться о своём здоровье просто потому, что она человек и хочет прожить счастливую жизнь. Возможно, она родит ребёнка, возможно, и нет, но она должна быть здорова в любом случае. А в формулировке «ты же будущая мать» женщина не важна сама по себе, а рассматривается как «потенциал»  и  «генофонд», «резерв родов», как пишут в гинекологии. Она даже не субъект, она объект, который выносит рабочую силу и будущее нации, и будто бы только поэтому мы должны заботиться о ней и сохранить её здоровье, а не ради неё самой.

Установки «мужчина - добытчик и защитник», а «женщина - хозяйка и мать» разделяют большинство белорусов и значительная часть белорусок. Однако то, что девушку настраивают на роли только лишь домохозяйки и матери, не соответствует реальности.

Сегодня преобладает модель двухкарьерной семьи, где оба супруга работают и зарабатывают деньги. Женщина оказывается между молотом и наковальней, не зная, как совместить довлеющие над ней стереотипы и реальность.

Как воспитывать?

Кодекс об образовании Республики Беларусь называет одной из основных составляющих воспитания в системе образования «гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе» (п. 5.7, ст. 18).

- Сама формулировка указывает на особенное предназначение человека в зависимости от пола, что не соответствует идеям гендерного равенства, - говорит Татьяна Щурко. - Школа предлагает не гендерное, а семейное воспитание, направленное на закрепление традиционных ролей.

Очевидно, что в белорусских школах присутствует традиционное, семейно-патриархальное воспитание. Как совместить его с гендерным? По мнению Татьяны Щурко, гендерное образование должно быть в  каждом  предмете – на практическом уровне, с конкретными  примерами. Например,  в истории было немало влиятельных женщин, о которых мы почти ничего  знаем. Кроме того, мы в принципе мало знаем о женской истории. То, как раньше воспитывали детей, – это тоже история. Но домашней сфере на уроках не уделяется столько внимания, сколько публичной, и, следовательно, она не представляется такой важной, как влияние и власть.

В литературе могут быть разные женские образы. Почему бы преподавателю не акцентировать внимание на гендерных аспектах? Когда читаешь классику, то формируется красивый образ милой и хрупкой женщины, под который не все сегодня подпадают. Но учитель может объяснить, почему был распространён именно такой образ, соотнести его с историческими фактами.

А на уроках трудового воспитания не нужно учить девочек варить кашу: ведь не все женщины любят готовить, это очередной стереотип, считает Татьяна Щурко. - Вероятно, самое важное в гендерном образовании – показать, что наше биологическое тело не всегда связано с предписаниями, которые накладывает на нас общество, - отмечает социолог. - Если ты женщина, это не значит, что ты лучше моешь посуду. Отец может дать ребёнку такую же заботу и нежность, как и мать…

Если вдуматься, то традиционные гендерные роли и не так уж традиционны и незыблемы. Когда в послевоенные годы в СССР резко сократилось количество мужчин, их место на стройках, возле станков заняли женщины. Перемены происходят и в мирное время. Ведь синхронное плавание начиналось как мужской вид спорта, а сегодняшняя «женская» профессиональная сфера – медицина – была закрыта для представительниц прекрасного пола. Одним словом, все так называемые «мужские» и «женские» профессии, представления о «настоящих мужчинах» и «истинных леди» - не более чем условность.

Инна ВАЛЕВСКАЯ

МИФЫ

Один из наиболее распространенных мифов гласит, что мальчики более способны к изучению математики и других точных наук, чем девочки. Этот стереотип уже не раз подвергался сомнению. Время от времени его пытаются доказать либо опровергнуть исследователи из разных сфер, в том числе и сами математики.

Например, в Великобритании, занимающей традиционно высокое место в мировом рейтинге гендерного равенства (16-е из 135 по результатам 2011 года), девочки успешнее сдают экзамены по дисциплинам средней школы, чем мальчики, причем разрыв с годами увеличивается. В математике оба пола демонстрируют практически равные успехи (с символическим преимуществом мальчиков в 0,3%). Но британские выпускницы лучше знают английский язык, чем их сверстники, по этому критерию ген-дерный разрыв наибольший -14%. Но если бы мальчикам не внушали, что в гуманитарных дисциплинах девочки куда способнее?..

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно