1202

Лечить будем? Откуда брать деньги на здравоохранение

"Аргументы и факты" в Беларуси № 38 19/09/2017
Мужчины чаще пользуются платными предложениями  медицины.
Мужчины чаще пользуются платными предложениями медицины. Фото из открытых источников

Расходы на здравоохранение в Беларуси растут. По данным Минздрава, если в 2012 году они составляли 5,3% ВВП страны, то в 2015 году выросли до 5,9%. Этот рост обеспечен в том числе и увеличением частных расходов, которые составили 1,6% ВВП (против 1,2% в 2012 г.). По данным ВОЗ, в Беларуси в период с 2010 по 2014 годы расходы на здравоохранение на душу населения выросли с 320 до 450 долларов, при этом расходы домашних хозяйств увеличились с 20 до 32%. (По данным Минздрава, вклад населения в общие расходы на медицину - 24%). Однако, видимо, этого недостаточно. Несмотря на то, что люди негативно отреагировали на озвученную в 2012 году инициативу заместителя премьер-министра Анатолия Тозика брать деньги за посещение поликлиник, эта идея хоть и не реализовалась, но и не умерла. Поиск новых вариантов финансирования медицины, в том числе за счет граждан, продолжается.

Софинансирование

Так, в ведомственном журнале Минздрава «Вопросы организации и информатизации здравоохранения» (№1 за 2017 год) были опубликованы результаты научного исследования «Готовность и возможность софинансирования медицинских услуг населением Беларуси».

Цель исследования - разработать научно обоснованные предложения по софинансированию населением расходов на здравоохранение. Были проанкетированы 1054 респондента. Опрос показал, что 70% респондентов пользуются платными медуслугами (сюда не входят протезирование зубов и покупка лекарств и изделий медназначения). Это притом, что превалирующее большинство опрошенных оценили свой личный уровень доходов как низкий, ниже среднего и средний. Прибегают к платным услугам люди преимущественно эпизодически. На постоянной основе это делают только 7,2% мужчин и 4,8% женщин. Платные медуслуги востребованы не только в городах (72,7%), но и в сельской местности (66%).

Как утверждается в исследовании, мужчины и женщины с одинаковой вероятностью готовы оплачивать посещение врача: 68,1% и 65,6% соответственно. Доля респондентов, не готовых это делать, выше в возрастных группах людей 56-60 лет и моложе 20 лет.

Таким образом, делают выводы исследователи, стоит рассматривать формирование предложений платных услуг для пациентов 30-55 лет как наиболее платежеспособных, а для пациентов до 30 лет и старше 55 лет - усиливать господдержку. Также рекомендовано формировать пакетные предложения медуслуг для мужчин, поскольку они чаще пользуются ими на постоянной основе. Общий вывод исследователей сводится к тому, что рациональным выглядит решение вынести в категорию платных ситуационные, краткосрочные услуги, а бюджетные госсредства расходовать для лечения хронических и дорогостоящих состояний.

Оптимальное соотношение объемов предлагаемых населению платных услуг и гарантированной оплачиваемой из республиканского бюджета медпомощи позволит сосредоточить ресурсы для решения стратегических задач системы здравоохранения, уверены авторы исследования.

В то же время Республиканский комитет Белорусского профсоюза работников здравоохранения приводит данные, что экспертное мнение ВОЗ, специалистов МОТ таково, что увеличение объемов финансирования здравоохранения за счет домохозяйств - это однозначно негативная тенденция. По мнению представителей профсоюза, наиболее интересным вектором в современных условиях при его тщательной проработке может быть опыт Казахстана по внедрению государственного медико-социального страхования в социально ориентированном варианте.

«АиФ» изучил эту систему, которая реализуется в Казахстане с 1 июля 2017 года.

Страхование

Система обязательного медицинского страхования в Казахстане будет внедряться поэтапно до 2024 года. Она будет действовать наравне с гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи независимо от уплаты взносов и добровольным медицинским страхованием.

В рамках обязательного страхования гражданам гарантируется  право на медицинскую помощь в любой государственной или частной клинике, от приема врача до глубоких обследований и дорогостоящих операций; на получение бесплатных лекарственных средств по видам заболеваний, установленным государством. Эти расходы будет оплачивать созданный Фонд социального медицинского страхования, учредителем и единственным акционером которого выступает правительство.

Государство будет осуществлять взносы за экономически неактивное население (за социально-незащищенные слои населения): 4% среднемесячной зарплаты - с 2017 года и 5% - с 2022 г. Это 8,1 миллиона человек, или 52% всего населения.

Работодатели - за наемных работников: 1% дохода - с 2017 г., до 3% - с 2022 г.

Работники также будут вносить взносы: 1% дохода - с 2019 г., 2% - с 2020 г.

Самозанятые граждане (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы, физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера) - за себя: 2% дохода - с 2017 г., 7% - в 2020 г.

Таким образом, размеры взносов зависят от платежеспособности участника обязательного страхования, т.е. пропорциональны его доходу.

От уплаты взносов в Фонд социального медстрахования освобождаются 15 категорий граждан: дети; матери-героини; участники и инвалиды ВОВ; инвалиды; безработные; сироты из интернатов; лица, обучающиеся на очной форме обучения в организациях технического и профессионального, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры; лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка; неработающие беременные женщины; пенсионеры; военнослужащие; сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов; заключенные и осужденные.

Базовые пакеты

Казахстанцам будет предлагаться два вида пакетов медицинских услуг.

  • Первый: базовый пакет представляет собой гарантированный государством объем медицинской помощи, финансируемый из республиканского бюджета. Этот пакет будет доступен всем гражданам Казахстана. Он включает: скорую помощь и санитарную авиацию, медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях и в экстренных случаях, профилактические прививки, амбулаторно-поликлиническую помощь с амбулаторно-лекарственным обеспечением для непродуктивно занятого населения.
  • Второй: страховой пакет, предоставляемый из вновь создаваемого фонда. В него входят: амбулаторно-поликлиническая помощь, стационарная и стационарнозамещающая помощь (за исключением социально значимых заболеваний), восстановительное лечение и медицинская реабилитация, паллиативная помощь и сестринский уход, высокотехнологичная помощь.
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно