26303

Как питаться в Рождественский пост

Вроде бы всем понятно, что тема эта в своей сути глубоко вторична по отношению к той благой вести, что открывает Евангелие; понятно, что за две тысячи лет кто-нибудь да сказал о посте так, что можно было бы и не повторять. Однако вновь и вновь накануне православных больших постов - а это четыре раза в год - наши соотечественники проявляют неподдельный интерес к кулинарии, вернее, к тому, что нельзя (или можно) есть и почему.

О воздержании

Во все времена и у всех народов существовало такое понятие как воздержание. Логика, думаю, также была схожа у многих. Если грядет что-то важное в жизни, то к этому событию надо хорошо подготовиться, в том числе воздержанием и молитвой. Судьбоносное нельзя принять просто так, к нему нельзя отнестись как к банальности, надо его заслужить, надо сделать усилие.

Будь то свадьба, рождение ребенка, война, переселение, смерть – все это надо встретить и принять достойно. Есть у человека глубинная потребность к личному подвигу, что ли. Люди часто говорили, да и говорят себе или даже объявляют перед другими примерно такие слова: «Не буду ни есть, ни пить, пока то-то и то-то не произойдет». Если готовится свадьба, то как-то сердцу неуютно, если все ограничивается запасами еды, спиртного и красивыми нарядами.

Я намеренно упрощаю, но этим стараюсь показать, что воздержание от еды в свою меру – простой и доступный каждому человеку личный труд и даже подвиг ради чего-то важного. Собственно из этой логики мы и называем воздержание постом. Воздерживающийся – тот, кто держит пост. Он, как стражник, как часовой, подготовлен к встрече чего-то важного.

В древние времена воздерживались, как правило, буквально. На определенный срок отказывались от еды, от спиртного, от секса. Практика воздержаний была развита и у первых христиан, были в те времена и однодневные, и многодневные посты. Если пост был долгим, то воздерживались от еды каждый день до захода солнца, вкушали только перед сном. Насколько мне известно, схожая практика сейчас сохранилась у мусульман.

Православный пост в теории

Долго объяснять почему, но со временем в христианском мире произошло замещение постов как полных воздержаний на посты как воздержания от некоторых видов пищи. Для нашего времени важно, что веку к VII-VIII сформировалось в своей основе то понимание православных постов, что мы наблюдаем. Суть в том, что христианам предлагается подготовка к предстоящим значимым для всей Церкви событиям, в основе которой лежит нравственный, молитвенный и телесный труд. Наличие общих для всех постов не отрицает права каждого христианина (но и не обязывает его) по тем или иным причинам, например перед свадьбой, держать свой собственный пост.

Иными словами, современный пост для христиан – это некоторые дополнительные усилия ради воздержания от зла, это стремление больше времени и сил уделять молитве, и это воздержание от некоторых видов пищи.

Что кается кулинарной стороны вопроса, то я понимаю дело так. Условно говоря, за меру поста берется нечто близкое к полному воздержанию - отказ от всего, кроме растительной вареной пищи. Далее по тем или иным причинам (праздники, путешествия, болезни) разрешается то или иное послабление, начиная с растительного масла и малой меры вина и заканчивая рыбой. Молочные продукты, как и мясо, считаются непостной или скоромной едой. Если человек ест скоромное, то значит, он не постится. В случае путешествий, болезней и тем более каких-либо бедствий и войны решение кулинарной стороны поста отдается на усмотрение самих христиан.

Важные понятия

Что же дозволяется есть Рождественским постом, который является длительной шестинедельной подготовкой к празднику? Прежде чем мы это поймем, надо бы вспомнить еще о субботе, воскресном дне, среде и пятнице.

Для нас достаточно понимать, что среда и пятница – дни сами по себе постные в память об аресте и смерти Господа Иисуса Христа. А вот суббота и воскресенье – праздники. Чтить субботу заповедано в Библии в память о том, что Бог есть творец мира и податель жизни, а день воскресный – это еженедельный праздник Воскресения Христова, который даже называют малой Пасхой. В эти дни полное воздержание или максимально строгий пост невозможны.

Надо упомянуть и о праздниках. Они также различны. Каждый день православная церковь чтит память какого-нибудь святого или какой-нибудь знаменитой иконы Божьей Матери, а то и нескольких. Мера почитания различна и зависит не только от того жизненного подвига, что святой совершил, но и от значения его для церковной жизни и значения его для конкретной страны, и даже города, и даже храма. К примеру, в Римской империи в IV веке в провинциальном городке с названием Миры Ликийские жил епископ Николай, который еще при жизни прославился не только своей праведностью, мудрым управлением церковной общиной, но и потрясающей любовью к людям и готовностью ценой собственной жизни защищать слабых и обездоленных. Его деяния и жизнь не имели общецерковного значения, но тот след, что он оставил в сердцах людей, был столь ярок, что очень быстро после смерти о нем узнала вся Римская империя, а впоследствии и Русь, где он известен как Николай Угодник.

Так вот. На Руси святого Николая Мирликийского чтут по самому высокому рангу. Но есть и те святые, о которых нам известно мало, а порой мы знаем только их имена. Их почитание на Руси более скромно, а иногда совсем просто и повседневно. Иными словами, есть два вида праздников: большие и средние, есть и будни.

Надо понимать, что ранг праздника может быть поднят в конкретной общине, например, в честь того, что этот храм освящен в память о каком-то святом, или в храме находятся мощи святого, или по каким-то причинам этот святой особо любим прихожанами.

Что в теории и на практике можно есть Рождественским постом?

Теория. Стартовая позиция такова, что каждый из 42 дней перед Рождеством употребляется вареная растительная пища. Далее идет сложная «борьба» между мерой воздержания и праздниками. Если есть праздник средней величины, то пост «смягчается», и разрешается не только растительное масло, но и рыба. Если праздник крупный (к которым относятся и субботы и воскресения), то также разрешается рыба и немного вина. Но нельзя забывать о средах и пятницах, которые как бы «отменяют» средний праздник, но не крупный. Например, если день памяти Святителя Николая Мирликийского попадет на среду, то рыба и даже вино разрешаются.

Мясные и молочные блюда по теории Рождественского поста в любом случае исключены.

На практике, в общем, сложилась следующая традиция. Поскольку простой церковный народ не живет каждодневной богослужебной жизнью и не живет ясным пониманием праздников, то все дни Рождественского поста уравнялись, кроме сред и пятниц. Во все дни православные христиане призваны воздержаться по возможности от мясных и молочных продуктов. В среды и пятницы воздерживаются и от рыбы. Растительную пищу и растительное масло употребляют всегда. Суббота, воскресенье и крупные праздники отмечаются более разнообразными и торжественными, чем в постные будни, блюдами и небольшим количеством спиртного.

Для нашего времени характерно снисходительное отношение к детям и старикам. Стало вполне традиционно, что постами они едят и молочные продукты, и никто их за это не осуждает.

Некоторые дополнительные замечания.

Первое. Для читающих эту заметку очень важно понимать, что пост – это дело сугубо внутрицерковное и теснейшим образом связанное со многими другими сторонами христианской жизни. Постовые «заморочки» не касаются и не могут касаться тех, кто сам для себя не принял ответственного решения стать православным христианином.

Второе. Надо четко уяснить, что мера поста определяется не просто в календарно-кулинарном смысле: что в конкретный день можно, а что день нельзя. Мера поста определяется мерой принятия церковного календаря как части своей жизни. Пост «смягчается» в честь праздника, в честь той радости, что христиане хотят друг с другом разделить. Все указанные выше тонкости осмыслены только тогда, когда христианские праздники для людей – это не пустой звук и формальность, а наполнение жизни.

Третье. Даже из сказанного можно сделать вывод, что пост и воздержание – это во многом дело личное и тесно связанное с общинной христианской жизнью. Да, есть церковные предписания о постах, но они могут и должны восприниматься не как Уголовный кодекс, предписывающий наказание за нарушение, а как некая отправная точка, как некая логика организации, что ли, воздержания на массовом общецерковном уровне. В конечном итоге все определяется отнюдь не видами пищи и мерой воздержания, а личной живой верой в Бога и искренним желанием послужить Ему и ближним теми силами и возможностями, что есть. Об этом яснее ясного сказал Сам Христос в притче о бедной вдове – женщине, которая принесла в жертву храму ничтожную сумму денег в виде самой мелкой разменной монеты. Но именно ее похвалил Господь и поставил ее в пример христианам, ибо, по его словам, она отдала все, что имела, дала то, что по-настоящему могла дать от сердца.

Юрий Белановский

Оставить комментарий (0)