3615

Доктор Красный нос. Один день больничного клоуна

№ 44 от 27 октября 2015 года 27/10/2015
А ВЫ ЗНАЛИ?

Первым в мире больничным клоуном стал американец Майкл Кристенсен, один из основателей знаменитого нью-йоркского цирка Big Apple. В 1986 году он основал организацию Clown Care Unit, пример которой вдохновил тысячи людей во всем мире. В Европе появилась сеть «Красные носы - Больничные клоуны», которая сегодня работает в десяти странах.

В Беларуси также действуют несколько подобных организаций, в том числе ОО «Больничные клоуны «Фанни ноуз» в Минске и Гомеле, молодежная группа «Доктор Неболит» в Витебске и другие.

Стать больничным клоуном-профессионалом невозможно без обучения – и это не только изучение фокусов и аниматорства, но и важная работа над психологической стрессоустойчивостью, повышение знаний в области медицины.

«Заведующий отделением попросил нас поработать с этим ребенком. Мы пришли к нему с баяном, начали что-то наигрывать, пытаться установить контакт. Получилось. Спустя месяц Пашу было не узнать - он бегал по всему отделению, болтал без умолку», - рассказывает клоун Костя, хотя по паспорту он вообще-то Константин СЕДОВ. Кстати, юрист по первому образованию, актер - по призванию (школу-студию актерского мастерства при ВГИК он, правда, тоже окончил). В 2011 году он создал некоммерческую организацию АНО «Больничные клоуны». С тех пор профессиональные актеры помогают детям улыбнуться сквозь боль, увидеть яркие краски среди белых больничных стен и, что часто случается, в итоге найти силы, чтобы победить недуг.

Особый подход

Обычная рабочая пятница. Девять часов утра. Клоуны Костя и Филарет пришли в московскую больницу, переоделись в свою пеструю униформу, не забыв главные атрибуты клоунады - яркий нос и хорошее настроение. В отделении, куда сперва зашли Костя и Филарет, обживаются несколько малышей, которые поступили в больницу совсем недавно. «Мимо них мы проходим спокойно, присматриваясь, стараемся не напугать детей. Хорошо, когда первое впечатление от встречи с клоунами позитивное, тогда можно будет работать с детишками дальше. Поэтому мы просто наигрываем мелодию, улыбаемся и тихонечко ускользаем из поля зрения. До следующего раза - тогда и познакомимся, - шепчет клоун Костя. - Главное в нашей работе - не навредить, не помешать лечению, не испугать. Это, наверное, мой самый большой страх. К счастью, пока еще ничего такого не случалось, но надо быть очень гибким, чувствовать нюансы настроения детей».

В онкологическом отделении, как обычно, маленьких пациентов много - рак, как говорят, помолодел, он зачастую даже не ходит в детский сад… В отделении мамочки и дети немножко возбуждены, настроены скептически, почти воинственно. Странно, обычно больничным клоунам рады. Через несколько минут выясняется, что до Кости и Филарета в гости к детям приходили аниматоры «Фиксики», пытались развеселить детей, но почему-то больше напугали, чем помогли. Здесь совсем мало общего с проведением утренников в детсадах или дней рождения в центрах развлечений. Больничные клоуны работают по проверенным, разработанным специально для особых детей программам, главная цель которых - ни в коем случае не навредить.

44-38-3Косте и Филарету требуется некоторое время, чтобы настроить зрителей или, как они говорят, «клиентов-партнеров» (а это не только дети, но и родители, медперсонал, врачи) на нужный лад. «Мы ведь не пришлые «однодневные» аниматоры. Мы здесь регулярные гости, почти что часть терапии. Мы приходим раз в неделю, не реже, дети запоминают нас, ждут. Это долгосрочные отношения. В этом очень важно убедить родителей. Когда все это понимают, то реагируют на нас совершенно адекватно», - рассказывает Константин.

В каждой палате клоуны проводят от 5 до 15 минут - этого времени как раз хватает, чтобы зацепить внимание ребенка, поиграть с ним, если он идет на контакт, и не надоесть, чтобы маленькие пациенты не устали, ведь им нужны силы на лечение.

Установить контакт

И, наконец, последняя остановка: отделение трансплантации костного мозга (ТКМ), для пациентов которого эта болезненная процедура - последний шанс победить болезнь, как правило, лейкемию или некоторые другие виды рака. Детки здесь находятся в стеклянных стерильных боксах, ведь у них совсем нет иммунитета. Как же работать клоунам?

Визуальный контакт неважный - через замутненные стекла видно, как через плохо подобранные линзы. Слышимость тоже далека от идеальной: звук проходит только через отверстия в боксах, расположенных совсем низко, почти у пола, и через фильтры.

В соседнем боксе девочка. Она там буквально пару дней, и волосы у нее еще на месте - химиотерапия пока до них не добралась. Она веселая, улыбается, шутит, показывает Косте и Филарету свои «драгоценности» - очаровательную коллекцию пластмассовых колечек и бус. Костя всеми силами пытается их «украсть», мастерски изображая наглого воришку, который как будто старается пролезть в бокс через прорези для фильтров. Малышка хохочет. «Здорово, что мы ей понравились с первого раза. На этом позитивном опыте будем строить с ней отношения дальше, когда придет ее черед пройти через «химию», потерять волосы, плакать от боли, когда ей будет очень тяжело. Она сможет вспоминать нас без страха - это очень хорошо», - поясняет Константин. Всего в отделении ТКМ девять боксов. Девять детей. Девять коротких и уже страшных историй, но у их героев все еще есть надежда на счастливую жизнь.

Это последнее отделение. Клоуны провели в больнице больше трех часов. После работы Константин детально обсуждает свои сегодняшние действия и «протоколы» со стажерами, объясняет, почему с теми или иными детьми действовали именно так, а к другим искали совершенно иной подход.

Соблюдать дистанцию

Спрашиваю Константина: «Что главное в вашей работе?» Его ответ несколько неожиданный: «Быть гибким, обучаемым, уметь подстраиваться под «клиента», быть открытым, искренним, сострадающим. Но при этом очень важно соблюдать дистанцию, чтобы не было профессионального выгорания. Меня часто спрашивают, трудно ли работать с тяжелобольными детьми, многим из которых уже нельзя помочь, и они обречены. Так действительно может казаться со стороны. Но когда мы работаем - это не тяжело, не страшно. В процессе я думаю о том, как получить ответную реакцию от партнера (ребенка), как завязать игру, как «зацепить» его, отвлечь, переключить. И у нас есть главный помощник - красный нос!» Но вообще-то, признается Константин, профессиональное отношение к делу приходит не сразу. Лет через пять-шесть после начала работы в больницах он сам почувствовал, что устал и больше не хочет продолжать. С эмоциональным выгоранием сталкиваются многие больничные клоуны, поэтому в организации есть специальный психолог, который приходит на помощь в такой момент.

Как заставить ребенка, которому в данный момент очень больно и безумно плохо, улыбнуться? В чем секрет? «Не нужно заставлять улыбаться. Нужно понять, чего ребенок в данный момент хочет, и дать ему именно это, - поясняет Константин. - Может быть, он хочет тебя послать подальше с твоими фокусами. Надо это почувствовать и быть посланным. Наша задача - сделать так, чтобы ребенок чего-то захотел, понять это желание и постараться его исполнить. И возможно, это хоть на секунду сделает его счастливым».

Ольга САРУХАНОВА
Фото Ольги Болтневой

44-38-2

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно