Не секрет, что в лучших школах Великобритании, куда отсылают учиться своих детей те, кто может себе это позволить, царит дисциплина, граничащая с армейской: строго соблюдается распорядок дня, на занятиях запрещено иметь включённый мобильный телефон, перешёптываться с соседом или писать ему записки. «Любая провинность карается физическим наказанием, - рассказал мне Антон Р., закончивший английскую среднюю школу, - например, не приготовил домашнее задание, завтра делаешь его в двойном размере, плюс пробежка и отжимание. Общение с женским полом крайне ограничено, жить нужно в разных корпусах, общаться можно только на спортивных или театральных праздниках». И это за немалые родительские деньги! Но такой спартанский подход, по отзывам родителей, приносит свои плоды: дети оказываются хорошо образованными и физически крепкими, не отвлекаются на дерганье за косички, не используют «вечных» отмазок вроде «А я забыл дневник» или «А нам ничего не задали!», потому что привыкли рассчитывать только на себя.
Не менее строго, как известно, воспитывали русскую интеллигенцию в дореволюционной России. «В возрасте семи лет кончилось мое беззаботное детство. С этого дня и до пятнадцатилетнего возраста мое воспитание было подобно прохождению строевой службы в полку. Мои братья Николай, Михаил, Сергей и Георгий и я жили как в казармах. Мы спали на узких железных кроватях с тончайшими матрацами, положенными на деревянные доски, - описывал в воспоминаниях А.Н.Романов свое воспитание. - Нас будили в шесть часов утра…. Наш утренний завтрак состоял из чая, хлеба и масла. Все остальное было строго запрещено, чтобы не приучать нас к роскоши. Затем шел урок гимнастики и фехтования. От восьми часов утра до одиннадцати и от двух до шести мы должны были учиться…. Учeниe не было трудным ни для меня ни для моих братьев, но излишняя строгость наставников оставила в нас всех осадок горечи…. Из-за малейшей ошибки в немецком слове нас лишали сладкого».
Для того, чтобы быть строгим с собственным ребёнком, нужна немалая выдержка и моральная сила – говорить жёстко и лаконично, когда хочется обнять и расцеловать, «мучить» распорядком дня, не идти на компромиссы. Да что там – просто быть 100% уверенным в том, что поступаешь правильно, что требуешь верного, что ты прав. Многие ли родители могут похвастаться этим? В противном случае строгость превращается в самодурство и самоутверждение.
Модные сегодня европейские воспитательные методики свидетельствуют о том, что ребенком надо не командовать и управлять - с ним надо говорить, строить диалог. Не заставлять делать что-то (от мытья посуды до игры на фортепиано), а породить желание сделать это, повернуть ситуацию так, чтобы активное действие исходило от самого ребенка. Достаточно привести здесь одни названия, например, «Поверь в дитя свое» Сесиль Лупан, «Как вырастить ребенка счастливым» Жан Ледлофф и др., чтобы стало заметно – во главу угла подобными авторами ставится гуманизм: к ребенку нужно прислушиваться, нужно быть ему в первую очередь другом, самым близким человеком – а не человеком «сейчася-я-как-вытащу-ремень». Это тоже энергозатратная позиция: вместо одного «Нет, потому что я так сказал(а)!» требуется произнести несколько сотен слов, подробно объясняющих ребенку, почему вы так решили, чем руководствовались и какие варианты развития ситуации есть. Кроме того, есть и другая крайность: я регулярно встречаю в детском парке людей, превратно понявших психологию воспитания-кооперации. «Ванечка, сынок, пожалуйста, пойдем домой? Мама уже устала, а тебе пора обедать. Пожалуйста, ну пойдем? Очень тебя прошу…». Возникает резонный вопрос: кто здесь вообще родитель?
«Во всем есть свои плюсы, - считает психолог Лидия Геворкян, - методики авторитарного управления (когда родитель проявляет по отношению к ребенку строгость) хорошо организовывают детей, в школьном возрасте они закладывают отличный распорядок дня, хорошо влияют на успеваемость. В то время как методики «родитель-друг» способствуют развитию творческого начала у детей. Их можно сочетать. Кроме того, для детей с разным темпераментом подходят разные педагогические направления, универсального рецепта «хорошего воспитания» нет. Кто-то от строгости английских школ замкнется в себе, перестанет интересоваться окружающим миром, а кто-то от демократии сядет на шею и станет виртуозно обманывать родителей. Поэтому применяя тот или иной подход, всегда следите за ответной реакцией ребенка».
А что думаете вы? Как воспитывают успешных людей? Строгим должен быть современный родитель или, что называется, «демократичным»?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть