Время с запасом
На уроки хореографии пятилетнюю Катю приводит бабушка. В раздевалке девочка тут же плюхается на стул, а бабушка расстегивает ей пуховик, снимает рейтузы и сапоги, затем надевает на нее купальник с юбочкой и застегивает бальные туфельки. Все это время девочка, словно кукла, восседает на лавке, не делая ни малейшей попытки самостоятельно раздеться. После занятий ситуация повторяется: Катя позволяет бабушке одеть себя. Только, разгоряченная танцами, она уже не сидит покорно, а елозит на стуле, болтает с подружками и торопит бабушку: «Быстрее одевай, я хочу есть».
И эта ситуация не единичная. Практически всех дошкольников, а иногда и младших школьников одевают-раздевают взрослые. «Мы это сделаем быстрее и лучше, а ребенок будет сам переодеваться, когда подрастет», – так кажется взрослым, и они не задумываются, что навык завязывания шнурков и застегивания пуговиц не появляется сам по себе. Этому надо учить.
Психологи в один голос утверждают: в 5–6 лет ребенок должен уже сам одеваться и раздеваться. Это значит, что уже лет с трех надо учить всем премудростям этого процесса и не отнимать у малыша инициативу, если он хочет сам застегнуть курточку или надеть брюки.
Боитесь, что все делается медленно и вы везде опоздаете? Выход простой: оставляйте на одевание время. Начинайте дома одеваться раньше. Приходите на занятия или в садик с запасом времени, чтобы его хватило на самостоятельное раздевание.
Забывчивые дети
«А у меня пластилина нет. Мама забыла его положить», – сообщает на уроке технологии Миша. Он учится во втором классе, но рюкзак ему собирает мама. Как и многим его одноклассникам. Ведь учительница на собрании каждый раз подчеркивает, что дети еще маленькие и собирать портфель должны родители.
Между тем школьники, даже в первом-втором классе, по определению уже не настолько маленькие, чтобы не могли сложить вещи для школы. Родители могут – и должны – лишь проконтролировать этот процесс. Попросите школьника сверить содержимое рюкзака с расписанием, настаивайте, чтобы все было собрано накануне. А если чего-то нужного на уроке не оказалось – это промах самого ребенка.
Если к этому не приучить с самого начала, ребенок так и будет постоянно все «забывать» и перенесет эту забывчивость во взрослую жизнь.
Учимся говорить
Вовка учится в шестом классе. В каникулы семья собралась поехать отдыхать, и родители поручили ему взять справку из школы – для получения визы. Но первый же вопрос в канцелярии: «Зачем тебе справка?» – сбил его с толку, и он ушел ни с чем. На следующий день за справкой в школу отправилась мама, хотя ничего сложного в этом действии не было. Просто мальчику надо было внятно объяснить секретарю, что ему надо.
«Беда многих детей сегодня в том, что они не умеют ясно излагать свои мысли и просьбы, – считает психолог Надежда ДАНИЛОВА. – Конечно, отчасти могут мешать застенчивость или закомплексованность. Но все же основная проблема в том, что детей не научили общаться со взрослыми в различных ситуациях». А если ребенок не может сказать о своей проблеме, то он не сможет и решить ее. Например, школьник опоздал на урок по уважительной причине, но сам объяснить ситуацию не может. Звать на помощь маму? Да, подчас подтверждение родителей требуется, но оно все же вторично. В первую очередь разрулить ситуацию должен сам школьник.
Не ограждайте от забот
Сегодняшние родители настолько ограждают детей от всех бытовых забот, что те могут не знать элементарных вещей, о которых прекрасно были осведомлены их сверстники лет тридцать назад.
Дети могут разбираться в современных электронных устройствах, но даже не представлять, как, скажем, оплатить пользование Интернетом. Они ездят отдыхать за границу, но не могут взять справку в школе. Знают, что такое курс валют, но забывают посчитать сдачу в продуктовом магазине и даже не представляют, сколько потратили денег на молоко и хлеб.
Психологи советуют: не пытайтесь абсолютно все домашние дела выполнять сами, наверняка, что-то может сделать ваш ребенок. Лет с десяти он вполне может самостоятельно ходить в магазин покупать продукты по списку. Только приучайте его отчитываться о сдаче, чтобы он знал цену деньгам.
Вовлекайте в домашние заботы, давайте разные поручения. Не ленитесь объяснять ребенку, что и как он должен сделать, и не ленитесь потом выслушивать, как ему это удалось. Только так можно научить ребенка самостоятельности. По-другому не получится.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть