- Некоторым детям совершенно наплевать на оценки. Говоришь им: «Позанимайся, ведь двойку получишь». А в ответ: «Ну и пусть!» Похоже, им чем хуже, тем лучше. Почему так происходит?
Отвечает педагог-арттерапевт Татьяна ШИШОВА.
- Когда слышишь подобные жалобы, воображение рисует человека в состоянии глубокой депрессии: апатичного, утратившего интерес к происходящему вокруг, в том числе и к самому себе. Такого надо сперва вылечить, а уж потом решать, какие к нему применять психолого-педагогические меры. Но, как правило, у детей, которым «наплевать на оценки», равнодушие напускное. Более того, они часто бывают повышенно самолюбивы, амбициозны, обидчивы. И принцип «чем хуже, тем лучше» - поза.
Вероятно, когда ребенок потерпел первую неудачу, взрослые не ободрили его. А может, даже, что называется, ткнули носом в этот неуспех («мы тебя предупреждали, а ты не слушал!»). Они-то хотели как лучше, надеялись, что сын образумится, сделает правильные выводы. А ребенок сделал совсем иной вывод. Он решил, что в трудную минуту от взрослых не дождешься ни поддержки, ни сочувствия. И начал проявлять негативизм.
Щадите гордость
Самолюбивые дети часто ведут себя наперекор здравому смыслу: самолюбие заглушает голос рассудка. И поэтому родителям, которые не на словах, а на деле хотят добиться позитивных сдвигов в поведении такого ребенка, следует применять щадящие меры. Щадящие его гордость.
Не подчеркивайте лишний раз свою правоту, лучше помогите детям справиться с трудностями: разобраться в грамматике, понять решение задачи… Не требуйте, чтобы они все делали сами. Когда трудный материал накапливается, дети (да и не только они!) боятся за него браться, он им кажется неподъемным грузом. И не надо опасаться, что вы будете вечно опекать сына или дочь в их школьных занятиях. Опыт показывает: когда дети могут обойтись без помощи взрослых, они с удовольствием обходятся, утверждая тем самым свою самостоятельность и возвышаясь в собственных глазах.
Иди в школу!
Но вот другой случай: когда ребенок проявляет безответственность. Как говорят - «пофигизм». Такой мальчик или такая девочка могут часами волынить с уроками, все время отвлекаться… А в ответ на грозные предупреждения: дескать, получишь двойку, - мило улыбаться и продолжать в том же духе.
Но в конечном итоге они обычно двоек не получают, потому что измочаленная мама все-таки добивается приготовления уроков. И зря! Гораздо полезнее было бы отправить ребенка в школу с невыполненным заданием. Заставить расхлебывать последствия своих поступков. А то угрозы так и остаются пустым звуком, и очень быстро «проблема двоек» становится как бы не его, а маминой. А раз так, то чего волноваться? Пусть мама боится двоек, а он будет играть на компьютере или смотреть телевизор.
И мама действительно начинает бояться плохих отметок больше ребенка. Советы психолога - не подстраховывать ребенка-разгильдяя - очень часто наталкиваются на сопротивление: мамы приводят десятки аргументов, доказывая, что получение двойки равносильно вселенской катастрофе. Порочный круг так и не размыкается. По крайней мере до тех пор, пока сама жизнь не начинает учить безответственного человека. А эти уроки, как вы понимаете, бывают куда серьезнее и страшнее.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть