Ему наплевать?
Большинство родителей считает, что в основе отказа готовить уроки лежит обыкновенная лень. Но зачастую тот же самый «ленивый» ребёнок часами что-то мастерит или читает, охотно моет посуду, лепит пирожки... Выходит, дело не в природной лени, а в чём-то другом?
Чаще всего за «псевдоленью» скрывается панический страх неудачи. Он затуманивает разум, мешает ребёнку сосредоточиться.
А иные дети от страха затормаживаются. Вид у них при этом бывает отрешённый, почти безмятежный, хотя никакой безмятежностью там, конечно, не пахнет.
Родители приходят в бешенство. Им кажется, что ребёнку на всё наплевать: и на оценки, и на наказания. На самом же деле ребёнок глубоко травмирован школьными неудачами. И, если вовремя эту травму не устранить, у него может развиться невроз, чреватый и нервными срывами, и различными психосоматическими заболеваниями.
Поэтому следует запастись терпением и помогать готовить уроки. Поверьте, как только ребята смогут управиться без вашей помощи, они непременно от неё откажутся!
А порой ребёнок испытывает вполне объективные трудности, но родители этого не видят. Однажды ко мне обратился папа десятилетнего мальчика с жалобой на то, что сын постоянно отлынивает от математики. Отец считал Пашу лодырем. Однако обнаружилось, что у мальчика не всё в порядке с логическим мышлением. После занятий, направленных на развитие логики, ребёнок стал учиться нормально.
Третья распространённая причина отказа делать уроки — это желание привлечь внимание взрослых.
Угрозы и наказания в данном случае тоже неэффективны. Лучше во время приготовления уроков стараться быть рядом с ребёнком, оказывать ему эмоциональную поддержку. Главное, не считать потерянным то время, которое вы проведёте, сидя рядом с ним за письменным столом.
Когда дети перестанут сомневаться в вашей любви, пообещайте, что, если они быстро и хорошо сделают уроки, вы поиграете вместе с ними в настольную игру или почитаете вслух. Для детей, которым не хватает общения с близкими, это самый лучший стимул.
Унять капризы
Но неужели не бывает, что ребёнок просто избалован и садится на шею? Конечно, бывает! Хотя справиться и с этим не так уж трудно. Тут главное соблюдать принцип «утром деньги — вечером стулья». Такие дети склонны наобещать с три короба, но, добившись своего, нарушают обещания.
— Моего ребёнка ничем не проймёшь! — часто говорят родители. — Мы по-разному пробовали! «Не сделаешь уроки — не будешь играть в компьютер». А он в ответ: «Ну и не надо! Обойдусь!» Он без всего может обходиться, понимаете?
— Ну хорошо, — обычно я говорю в таких случаях. — Ваш сын не согласился сесть за уроки, вы в ответ не разрешили ему играть на компьютере. Что он делает дальше?
Ответы стандартны: играет в игрушки, смотрит телевизор, идёт гулять... Получается, ребёнок всё равно развлекается, наплевав на родительские требования, и родители это допускают. В результате они своего добиться не могут, и у всех (в первую очередь у самого ребёнка!) складывается ложное впечатление, будто бы он непобедим. Но стоит родителям хоть немного проявить последовательность, как всё становится на свои места.
Разумная тактика
Чтобы с поступлением ребёнка в первый класс вся ваша жизнь не превратилась в бесконечную позиционную войну, важно придерживаться следующей тактики.
Постарайтесь внушить ребёнку, что уроки — это его дело. Родителям обычно кажется, что, если детям по сто раз не напоминать про уроки, они про них и не вспомнят. Это не так. Ученики начальных классов очень трепетно относятся ко всему, что связано со школой. И признаться перед всеми, что ты не выучил урок, им гораздо страшнее, чем восьмиклассникам, которые подчас даже бравируют своим наплевательским отношением к учёбе.
В вопросе приготовления уроков жёстко придерживайтесь принципа «единственной альтернативы». Да, домашние задания — дело ребёнка, и он волен выбирать, готовить их или нет. Однако за двойку, полученную в результате невыученных уроков, следует лишать его каких-то важных жизненных благ. Тогда выбор в пользу безделья окажется невыгодным, но прямого принуждения («Я кому сказала, марш за стол!») удастся избежать.
Если ребёнок устраивает в тетради мазню, предложите сперва делать уроки в черновике. Он бунтует? Что ж, это вполне понятно. Кому охота выполнять двойную работу? Снова предложите ребёнку выбор: пишешь аккуратно — переписывать не придётся. Наляпаешь ошибок — не обессудь. Не бойтесь скандала. Поняв, что вы непреклонны, ребёнок возьмётся за ум.
Постепенно переходите от тотальной проверки домашних заданий к выборочной (с условием, что при отрицательных результатах вы снова вернётесь к более строгому контролю).
Настраивайте детей на то, что, если они будут внимательно слушать объяснения учителя, большую часть устных уроков им удастся выучить уже в классе. И дома не придётся тратить на это время.
Обязательно давайте детям возможность отдохнуть после школы хотя бы 2,5–3 часа.
Если ребёнок переутомился и плохо соображает, позвольте ему приготовить часть уроков утром. Многим детям легче встать чуть пораньше и сделать всё на свежую голову.
Конец четверти
К концу четверти успеваемость у детей нередко снижается. Родители думают, что ребёнок «разболтался», и пытаются «затянуть гайки». Ребёнок становится плаксивым, раздражительным, начинает хитрить, или даже открыто бунтовать. А нагрузки к концу четверти возрастают: почти каждый день идут контрольные, учителя требуют исправления двоек... Чтобы не довести дело до нервного срыва, родителям следует в конце четверти особенно чутко реагировать на состояние ребёнка, избегать перегрузок, не бояться устроить лишний выходной.
Личное мнение
Екатерина Жемчужная:
— Не надо заставлять детей, а надо увлекать их. Я, например, внуку давала деньги, когда он учился в музыкальной школе. Он играл произведение, за это получал пять рублей. Сейчас он прекрасно играет на фортепиано.


Отчего дети бывают жестокими? Как им помочь?
Банкир Роман Авдеев: Моя семья - это моя жизнь
Как полюбить шумные компании?
Жалеть или сочувствовать? Какой метод воспитания выбрать
Ремень - для штанов. Детей надо любить, а не дрессировать
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть