Ему наплевать?
Большинство родителей считает, что в основе отказа готовить уроки лежит обыкновенная лень. Но зачастую тот же самый «ленивый» ребёнок часами что-то мастерит или читает, охотно моет посуду, лепит пирожки... Выходит, дело не в природной лени, а в чём-то другом?
Чаще всего за «псевдоленью» скрывается панический страх неудачи. Он затуманивает разум, мешает ребёнку сосредоточиться.
А иные дети от страха затормаживаются. Вид у них при этом бывает отрешённый, почти безмятежный, хотя никакой безмятежностью там, конечно, не пахнет.
Родители приходят в бешенство. Им кажется, что ребёнку на всё наплевать: и на оценки, и на наказания. На самом же деле ребёнок глубоко травмирован школьными неудачами. И, если вовремя эту травму не устранить, у него может развиться невроз, чреватый и нервными срывами, и различными психосоматическими заболеваниями.
Поэтому следует запастись терпением и помогать готовить уроки. Поверьте, как только ребята смогут управиться без вашей помощи, они непременно от неё откажутся!
А порой ребёнок испытывает вполне объективные трудности, но родители этого не видят. Однажды ко мне обратился папа десятилетнего мальчика с жалобой на то, что сын постоянно отлынивает от математики. Отец считал Пашу лодырем. Однако обнаружилось, что у мальчика не всё в порядке с логическим мышлением. После занятий, направленных на развитие логики, ребёнок стал учиться нормально.
Третья распространённая причина отказа делать уроки — это желание привлечь внимание взрослых.
Угрозы и наказания в данном случае тоже неэффективны. Лучше во время приготовления уроков стараться быть рядом с ребёнком, оказывать ему эмоциональную поддержку. Главное, не считать потерянным то время, которое вы проведёте, сидя рядом с ним за письменным столом.
Когда дети перестанут сомневаться в вашей любви, пообещайте, что, если они быстро и хорошо сделают уроки, вы поиграете вместе с ними в настольную игру или почитаете вслух. Для детей, которым не хватает общения с близкими, это самый лучший стимул.
Унять капризы
Но неужели не бывает, что ребёнок просто избалован и садится на шею? Конечно, бывает! Хотя справиться и с этим не так уж трудно. Тут главное соблюдать принцип «утром деньги — вечером стулья». Такие дети склонны наобещать с три короба, но, добившись своего, нарушают обещания.
— Моего ребёнка ничем не проймёшь! — часто говорят родители. — Мы по-разному пробовали! «Не сделаешь уроки — не будешь играть в компьютер». А он в ответ: «Ну и не надо! Обойдусь!» Он без всего может обходиться, понимаете?
— Ну хорошо, — обычно я говорю в таких случаях. — Ваш сын не согласился сесть за уроки, вы в ответ не разрешили ему играть на компьютере. Что он делает дальше?
Ответы стандартны: играет в игрушки, смотрит телевизор, идёт гулять... Получается, ребёнок всё равно развлекается, наплевав на родительские требования, и родители это допускают. В результате они своего добиться не могут, и у всех (в первую очередь у самого ребёнка!) складывается ложное впечатление, будто бы он непобедим. Но стоит родителям хоть немного проявить последовательность, как всё становится на свои места.
Разумная тактика
Чтобы с поступлением ребёнка в первый класс вся ваша жизнь не превратилась в бесконечную позиционную войну, важно придерживаться следующей тактики.
Постарайтесь внушить ребёнку, что уроки — это его дело. Родителям обычно кажется, что, если детям по сто раз не напоминать про уроки, они про них и не вспомнят. Это не так. Ученики начальных классов очень трепетно относятся ко всему, что связано со школой. И признаться перед всеми, что ты не выучил урок, им гораздо страшнее, чем восьмиклассникам, которые подчас даже бравируют своим наплевательским отношением к учёбе.
В вопросе приготовления уроков жёстко придерживайтесь принципа «единственной альтернативы». Да, домашние задания — дело ребёнка, и он волен выбирать, готовить их или нет. Однако за двойку, полученную в результате невыученных уроков, следует лишать его каких-то важных жизненных благ. Тогда выбор в пользу безделья окажется невыгодным, но прямого принуждения («Я кому сказала, марш за стол!») удастся избежать.
Если ребёнок устраивает в тетради мазню, предложите сперва делать уроки в черновике. Он бунтует? Что ж, это вполне понятно. Кому охота выполнять двойную работу? Снова предложите ребёнку выбор: пишешь аккуратно — переписывать не придётся. Наляпаешь ошибок — не обессудь. Не бойтесь скандала. Поняв, что вы непреклонны, ребёнок возьмётся за ум.
Постепенно переходите от тотальной проверки домашних заданий к выборочной (с условием, что при отрицательных результатах вы снова вернётесь к более строгому контролю).
Настраивайте детей на то, что, если они будут внимательно слушать объяснения учителя, большую часть устных уроков им удастся выучить уже в классе. И дома не придётся тратить на это время.
Обязательно давайте детям возможность отдохнуть после школы хотя бы 2,5–3 часа.
Если ребёнок переутомился и плохо соображает, позвольте ему приготовить часть уроков утром. Многим детям легче встать чуть пораньше и сделать всё на свежую голову.
Конец четверти
К концу четверти успеваемость у детей нередко снижается. Родители думают, что ребёнок «разболтался», и пытаются «затянуть гайки». Ребёнок становится плаксивым, раздражительным, начинает хитрить, или даже открыто бунтовать. А нагрузки к концу четверти возрастают: почти каждый день идут контрольные, учителя требуют исправления двоек... Чтобы не довести дело до нервного срыва, родителям следует в конце четверти особенно чутко реагировать на состояние ребёнка, избегать перегрузок, не бояться устроить лишний выходной.
Личное мнение
Екатерина Жемчужная:
— Не надо заставлять детей, а надо увлекать их. Я, например, внуку давала деньги, когда он учился в музыкальной школе. Он играл произведение, за это получал пять рублей. Сейчас он прекрасно играет на фортепиано.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть