Систему Монтессори уже более века используют в детских садах и школах - таких организаций в мире насчитываются тысячи.
Среди выпускников этих заведений немало выдающихся людей современности, которые стали новаторами в разных сферах. Например, основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, создатель Amazon Джефф Безос, разработчик видеоигр Уилл Райт и другие. Все они так или иначе связывали свой успех с монтессори-образованием.
Известную во всем мире педагогическую систему предложила в первой половине XX в. итальянский педагог и врач Мария Монтессори. Эта система основана на идеях свободного воспитания и находится в русле гуманистической педагогики, важное место уделено в ней сенсорному воспитанию (развитию органов чувств) при помощи дидактических занятий и специально организованной среды. Основными принципами системы являются самостоятельность ребёнка; свобода в установленных границах; естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка.
Кто же такая Мария Монтессори, которая совершила прорыв в педагогике? Педагог, психолог, борец за права детей… Ее жизнь полна интересных событий и фактов.
Не хотела быть учителем
Когда Марии было около двенадцати лет, семья переехала из Анконы в Рим, чтобы дать единственной дочери лучшее образование. Родители хотели, чтобы Мария стала учителем: в то время это была единственная доступная для женщины карьера. Однако она была категорически несогласна: все что угодно - только не учительствовать!
Девочке нравилась математика, поэтому она решила посвятить себя карьере инженера. Но «престижный пансион для молодых леди» не готовил специалистов в этой области, и Марии пришлось обучаться в технической школе для мальчиков. Через некоторое время ее пристрастия изменились из-за увлечения биологией, и впоследствии юная леди приняла решение заниматься тем, что ей действительно нравилось, - медициной.
Единственная на курсе
В те времена это было неслыханно: молодая девушка учится на медицинском факультете! К счастью, Монтессори кривотолки и непонимание не волновали… Не сломила ее и неудачная аудиенция у главы комитета по образованию доктора Бачелли. Он сказал, что планы девушки расходятся с реальностью. А Мария вежливо пожала ему руку и заявила: «Я знаю, что стану доктором медицины». И она добилась своего! Впервые в Италии женщина была зачислена на медицинский факультет университета. Более того, Монтессори выиграла стипендию (затем она выигрывала их каждый год), так что смогла сама оплатить значительную часть своей учебы.
Защищала женщин
Во многих странах о Марии Монтессори узнали в 1896 г., после того как крупные мировые издания напечатали о ней статьи, впечатлившись ее пламенным выступлением на конгрессе феминисток в Берлине. Молодая врач очень страстно и искренне защищала права работающих итальянских женщин. Несколько лет спустя Мария участвовала в подобном конгрессе в Лондоне. Здесь она критиковала практику привлечения детей к работе на рудниках Сицилии, а также поддержала существовавшее под покровительством королевы Виктории движение против эксплуатации детского труда.
Крамольные идеи
В 1899 г. Мария Монтессори была назначена директором государственной ортофренической школы, в которую отбирали детей, считавшихся, по устоявшемуся мнению, безнадежно отсталыми в развитии. Изучение детской психологии и педагогики привело Марию Монтессори к мысли, что проблемы умственно отсталых детей - это не только и не столько медицинские проблемы, но, главным образом, педагогические. Надо учиться работать с такими детьми не в больнице, а в школе. Эти идеи по тем временам были абсолютно крамольными, они влекли за собой не только перестройку общественного сознания в отношении к детям с ограниченными возможностями, но и изменение уклада жизни любой традиционной школы.
Никто не ожидал, что под руководством этой женщины такие дети научатся читать, писать и однажды сдадут публичный экзамен наряду с обычными детьми. В то время эти достижения казались чудом. А Мария уже размышляла в другом направлении: «Пока все восторгались моими «умственно отсталыми», я искала причины, по которым здоровые и счастливые дети из обычных школ находились на таком низком уровне развития, что по результатам тестирования умственных способностей мои несчастные ученики ни в чем им не уступали».
Разработала новаторский метод
В 1901 г. Монтессори оставила работу в ортофренической школе: ей хотелось заняться вопросом обучения здоровых детей. Она взяла под свою опеку 60 ребятишек из городских трущоб - детей рабочих, за которыми кому-то нужно было присматривать, пока родители трудились с утра до ночи. «Напуганные дети, готовые расплакаться в любую минуту, настолько робкие, что их невозможно было разговорить; их лица ничего не выражали, они смотрели на все в недоумении, как будто до сих пор не видели ничего...» - такими они попали к Монтессори. Педагог организовала в своем Доме ребенка особый уклад жизни. Привыкая к нему, эти неуправляемые дети превращались в организованных и спокойных воспитанников. Они выбирали себе предметы для занятий, рассаживались за столы и занимались своими делами, не беспокоя товарищей. А когда заканчивали работу, спокойно убирали все на место. Все в них говорило о возрастающем интересе к жизни, а вместе с ним развивалось и чувство собственного достоинства. В скором времени известие об этих чудесных детях Монтессори облетело весь мир.
В Италии власти поддерживали школы Монтессори до 1929 г. Однако с 1930 г. после лекций о мире и образовании у Марии Монтессори начался конфликт с правительством Муссолини по идеологическим вопросам. В частности, сам Муссолини был раздосадован, что дети из школ Монтессори не поддавались муштре. Это привело к тому, что с 1932 г. за Марией и её сыном спецслужбы Муссолини установили слежку. В 1933 г. Мария ушла в отставку со всех постов в Обществе Монтессори, а в 1934 г. покинула Италию. Правительство Муссолини закрыло в стране школы Монтессори в 1936 году. Лишь в 1947 г. Мария приехала на родину, чтобы восстановить Общество Монтессори…
Заповеди Монтессори при работе с детьми
1. Детей учит то, что их окружает.
2. Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
3. Если его часто хвалят - он учится оценивать.
4. Если ему часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
5. Если с ребенком честны - он учится справедливости.
6. Если его часто высмеивают - он учится быть робким.
7. Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
8. Если его часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
9. Если часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
10. Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
11. Если часто подбадривают - учится уверенности в себе.
12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть