«В младших классах нагрузка школьника вместе с домашней работой составляет 10 часов, а в старших доходит до 16 и выше», - констатировал Михаил РОКИЦКИЙ, экс-депутат ГД, врач. При этом, по мнению представителей педагогической науки, современные дети гораздо менее эрудированы по сравнению со школьниками времён СССР (и гораздо менее подготовлены к жизни, чем их западные сверстники). А ведь прежде даже в старшей школе не было больше 6 уроков в день.
Но посмотрите на современных детей - уроки порой до 15-16, потом бегом в кружок или на секцию. Все выходные не поднимая головы делают домашние задания. В результате, как подсчитал Владислав КУЧМА, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, до 100% наших школьников имеют хронический дифицит сна, у 65% можно диагностировать невротизм. Причина - непомерная нагрузка в сочетании с гиподинамией: некогда гулять, уроки делать надо!
Уроки есть - ума нет
Уроки делают, кружки посещают, а ума не прибавляется. В чём же причина? По большей части - в бездарной и непродуманной реформе отечественного образования, которая проводится уже который год. В результате в вопросах, чему и как учить детей, запутались уже и педагоги, и родители. Большинство из нас, желая ребёнку только добра, впихивают в него максимальное количество знаний. Помните, как в детском стишке: «Драмкружок, кружок по фото, а ещё мне петь охота...» Только современным детям, перегруженным и уставшим, уже давно ничего не охота - все желания теперь имеются исключительно у их родителей. Вконец запутавшиеся в рекомендациях, они тащат чадо из фитнеса на гончарное мастерство, по пути забегая на кружок по го (модная настольная игра)... В результате ребёнок, нахватавшись знаний по верхам, так ничем и не успевает овладеть в достаточной степени.
Между тем сегодня в образовании главное не разнообразие (увы и ах, как расстроились бы, узнав об этом, наши предки с их обязательной латынью и нотной грамотой!), а профессиональная специализация. Именно её ставят во главу угла самые известные мировые университеты. «В нашем колледже, - рассказывает Валерия Васильева, студентка колледжа при Нью-Йоркском университете, - никто не станет перегружать тебя историей США или орфографией английского языка, обязательных предметов просто нет! На их изучение не хотят тратить деньги и время. Каждый самостоятельно выбирает специализацию, которая его интересует, но после этого согласует подробности своего спецкурса. Если вам дали добро, это гарантирует, что с вашей специализацией вам помогут найти работу. Безусловно, ученики достаточно узко подготовлены, но в своей области они уж точно профессионалы!» Студентке вторит Петер Бранг, профессор Цюрихского университета: "В Швейцарии лишь 20% выпускников образовательных учреждений среднего звена идут в вузы. Остальные предпочитают овладевать конкретными профессиями - это гораздо более прибыльно и престижно".
А что у нас? Который год сильные мира сего (заметим, люди, от педагогики весьма далёкие) рассуждают и спорят о целесообразности тех или иных школьных предметов. Скажем, спикер Госдумы РФ С. Нарышкин предложил заменить историю курсом «Народы и культуры России» и ввести параллельно «Основы российской государственности и права», дирижёр В. Спиваков - основы музыкальной грамотности, детский омбудсмен П. Астахов - уроки семейной этики... Кто бы спорил: все эти темы очень важны. Но надо ли загружать школьников всё больше и больше, осваивая и так совсем не лишние деньги на образование? Может, стоит один разок остановиться и разобраться: чему мы всё же хотим НАУЧИТЬ подрастающее поколение? Не попробовать ли сперва научить их учиться?
Юлия ТУТИНА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть