Наш эксперт – врач-невролог ДГП №58 Элисо ЦИНЦАДЗЕ.
Привести в чувства
В раннем возрасте для ребёнка нет ничего важнее зрительных, вкусовых, слуховых и прочих ощущений. Только благодаря гармоничной работе всех пяти органов чувств малыши познают мир.
Поэтому маленькие дети должны возиться в песке, валяться в сугробах и бегать по лужам, лепить куличики, нюхать цветочки, пробовать самую разную еду, слушать мамины колыбельные! Но родители порой упускают эти возможности и вместо этого дают детям гаджеты едва ли не с пелёнок. И это создает ребёнку массу проблем.
Причём делается это якобы во благо ребёнка. Ведь на планшете-то ставится не обычный мультфильм, а развивающий, не простая компьютерная игра, а обучающая. На самом деле никакого обучения не происходит: для крохи «умный» мультик – это всего лишь мелькание ярких картинок. И мозг его при этом не развивается. Но зато портится зрение, и уже к 2,5–3 годам дети становятся гаджетоманами. У них формируется особый тип мышления. Так, к началу учёбы в школе они просто не понимают, почему пропущенный урок нельзя вернуть – ведь в компьютерных играх всегда можно «сохраниться». Понятие реальной жизни у таких детей практически отсутствует, миры виртуальный и настоящий сливаются воедино.
Чем это грозит
У детей, для которых всё познание мира сосредоточилось на электронном устройстве, могут страдать:
- интеллектуальное развитие. Наблюдается полная или частичная задержка речи. Позднее возникают сложности с письмом, счётом, чтением;
- физическое развитие. Такие дети часто неуклюжи, неловки, плохо действуют обеими руками сразу, путают право и лево;
- поведение. Эти малыши часто не знают, как общаться с другими детьми. Коллектив становится для них психотравмирующим фактором, что выливается в ряд нарушений (например, в СГДВ – синдром гиперактивности и дефицита внимания, повышенную тревожность, страхи, фобии). Если их не лечить, проблемы будут расти как снежный ком;
- эмоциональная сфера. Возникает либо нехватка, либо перебор эмоций. В одном случае ребёнок будет безучастен, погружен в себя, в другом – чрезмерно привязан к родителям, излишне эмоционален, плаксив, не уверен в себе. Снижаются концентрация внимания и мотивация;
- самочувствие. Увлечённые компьютером дети очень подвержены стрессу, отчего иммунитет ослабевает, нервная система истощается и могут возникать психосоматические расстройства, ожирение, болевые синдромы. Сегодня нередко уже двухлетние дети жалуются на мигрени и бессонницу.
Таблетки не помогут
Часто родители не обращают внимания на нарушения у детей и спохватываются лишь ближе к школе, когда возникают проблемы с обучением. Тогда они идут к неврологам. Те, не разобравшись, порой назначают седативные препараты и нейролептики, которые хоть и убирают тревожность, но при этом подавляют мозговую активность, что обучению не способствует. К тому же успокоительные действуют лишь временно, поэтому со временем тревоги, страхи и головные боли возвращаются. Впоследствии на этом фоне могут сформироваться депрессия, неврозы (в частности, заикание, недержание мочи, частые простуды, задержки в психомоторном развитии).
Чтобы лечение было более успешным, полагаться на одни таблетки нельзя, разумнее воспользоваться возможностями интегрированной медицины. Это и гомеопатия, которая в 85% случаев помогает стабилизировать эмоциональный фон и избежать назначения сильнодействующих лекарств, и иглорефлексотерапия, что в 60% случаев уберегает от необходимости раннего приёма нейролептиков, и семейная психотерапия, которая даёт 80% улучшений. А коррекция образа жизни и, в частности, полный отказ от гаджетов приводят к полному исчезновению симптомов в 100% случаев!
«Грязные» игры
Лучше всего сенсорные ощущения развивают игры. В них можно играть и с малышами, и с детьми постарше. И тем и другим будет полезно и интересно. Например, попробуйте следующие:
Пошумим? Чтобы соседи не возражали, эту игру лучше перенести на свежий воздух. Постучите палочкой по разным предметам, которые обнаружите рядом с собой: по консервным банкам, кирпичам, качелям, горке. Пошуршите целлофаном. А теперь попросите ребёнка отвернуться. Пусть отгадает, что именно издаёт звук.
Смешать и взболтать. То что при соединении синей и жёлтой красок получается зелёный цвет, для вас обыденность, а для ребёнка настоящее чудо. Налейте в непроливайку воды, дайте юному художнику краски и кисти и наблюдайте. Кстати, рисовать можно не только красками и мелом, но и солью, манкой, цветным песком, мыльной пеной. И не только на бумаге и на асфальте, но и на себе! Ничего, если малыш испачкается, потом отмоете!
Понюхай! Обращайте внимание ребёнка на разные запахи – как приятные, так и не очень. А потом предложите, закрыв глаза, по запаху определить, что именно вы держите перед его носом.
Найди похожее. В один день можно искать предметы одного цвета, а в другой – нужной формы. Например, на треугольник похожа крыша дачи, на прямоугольник – многоэтажка, а на овал – лужа во дворе.
Угадай на вкус. Выключите свет и в темноте давайте ребёнку пробовать разные блюда. Интересно: он отличит картофельное пюре от морковного, рыбную котлету от мясной, а пирог от манной каши?
Бери смело! Малышам давайте трогать всё, куда тянутся их любопытные ручки (только убедитесь, что это безопасно). Холодное и тёплое, мокрое и сухое, мягкое и твёрдое, шершавое и гладкое, колючее и нежное – пусть пробуют на ощупь всё. А вот игра для детей постарше: пусть засунут руку в мешок и попробуют распознать, что за предмет там лежит. Ещё сложнее – определить на ощупь руку мамы, папы, бабушки, брата.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть