Сколько времени в день вы проводите с собственным ребёнком? У многих родителей ответ будет печальным – нисколько. Наше свободное время съедают не только домашние заботы, но и телефоны, переписки в соцсетях, просмотр страничек в Интернете.
Планшет или прогулка?
Как такое массовое использование гаджетов влияет на отношения в семьях и развитие детей? Об этом мы говорим со старшим научным сотрудником лаборатории когнитивных исследований Института общественных наук РАНХиГС, кандидатом психологических наук Кириллом ХЛОМОВЫМ.
– Кирилл, теперь даже малыши в колясках держат в руках телефоны, а подростки и вовсе не расстаются с ними. Это проблема?
– Действительно, молодые родители сегодня дают детям в руки гаджеты уже с младенчества. Недавнее исследование под руководством профессора кафедры психологии личности МГУ Галины Солдатовой показало, что большинство детей начинают знакомить с гаджетами между годом и двумя. Причём есть немало таких, кто получает в руки телефон и вовсе до года. Чаще всего - из рук матери. В этом нет ничего неожиданного или плохого. Мама обучает ребёнка многим вещам, связанным с бытом и повседневными нуждами, – также и обращению с гаджетом он учится у неё.
– Вместо обычной игрушки?
– Не только. Одна из задач, которую выполняют гаджеты в современном обществе, – снижать уровень тревоги, возбуждения, напряжения. Посмотрите: сейчас стало намного меньше конфликтов в транспорте – все просто уткнулись в свои телефоны, и тревога, напряжение реализуются через движения руками, мелкую моторику, общение в чате. Многие молодые мамы, пока ещё не вышли на работу из декрета, проводят довольно много времени с гаджетами, в Интернете, общаясь в социальных сетях и специальных группах для мам, – это помогает им снять стресс после рождения ребёнка, привыкнуть к новым условиям. То же самое у детей. Обычно, когда у малышей переизбыток возбуждения, что для них нормально, особенно для трёхлетних, они бегают, кричат. Чтобы дети легче засыпали, раньше их вечером водили на прогулки. А сейчас дают планшет – ребёнок в нём "посидел" и как бы сбросил туда своё напряжение, излишнюю энергию. Не думаю, что в этом есть что-то предосудительное, если родители контролируют ситуацию и не заменяют гаджетами большую часть общения и прогулок.
То ли воля, то ли неволя
– Правы ли те, кто не разрешает детям использовать гаджеты?
– Малыши от отсутствия гаджета точно не пострадают. С подростками сложнее. С одной стороны, уже доказано, что гаджеты, Интернет, соцсети – это для них средство социализации. С другой – необходимо выдерживать золотую середину. В другом исследовании Солдатовой установлено, что искажается нейрофизиологическое развитие (дети чуть хуже развиваются) – и у тех, кто недостаточно вовлечён в компьютерные технологии, и у тех, кто чрезмерно много времени проводит с гаджетами.
– А недостаточно и чрезмерно – это сколько?
– Это хорошо или плохо?
– В тех областях, где требуются большая концентрация, сосредоточенность, усидчивость – математике и других точных науках, инженерных специальностях, – навыки, приобретённые из-за раннего использования гаджетов, скорее мешают. Однако есть и другая сторона медали. Поскольку использование гаджетов и компьютеров позволяет лучше развивать зоны мозга, обеспечивающие быстрое переключение между задачами и темами, такому человеку проще адаптироваться в современном мире. Мы ведь сейчас живём на высокой скорости: очень быстро происходят изменения в разных областях и обмен информацией. И в работе, где требуется постоянное переключение между задачами, нужно одновременно отслеживать несколько процессов, управлять несколькими проектами, работать с разной информацией, такие способности окажутся полезными.
Что не очень хорошо? То, что у детей формируется такой тип мышления: если перед тобой сложная задача и её не хочется решать, можно переключиться на что-то другое. Не хочется писать сочинение – найти готовое в Интернете, переставить слова, запятые – и всё. Подростки учатся избегать ситуаций, когда необходимо преодолевать трудности. Не нашёл чего-то в Интернете – решил, что всё бессмысленно, и бросил это занятие. Нет стремления к преодолению. Неудача воспринимается как знак, что надо сменить вид деятельности, а не как сигнал к тому, что следует постараться, приложить усилия, попробовать ещё и ещё раз.
Можно предположить, что в более взрослом возрасте чрезмерное увлечение гаджетами способно приводить к снижению сексуальной активности и, как следствие, снижению рождаемости. Уже сейчас многие взрослые меняют близость и живое общение друг с другом на виртуальное общение в соцсетях. Даже телефонные звонки всё чаще воспринимают как устаревшую форму коммуникации: более удобным и корректным считается сообщить о чём-то в мессенджере.
Саботаж родителей
– Дети смотрят на родителей, а они тоже с головой в смартфонах и соцсетях.
– По поводу детей и родителей исследование выявило любопытный факт: дети больше пользуются гаджетами в будни, а родители - в выходные. Вот такой парадокс. Это говорит о следующем: совместное времяпрепровождение, которое могло бы быть у детей и родителей, саботируется. И ответственны за этот саботаж родители. Если мы не хотим вырастить зависимое от гаджетов поколение со всеми последствиями, стоит обратить внимание на то, как проходят в семьях выходные, совместный отдых.
Как ни странно, многие подростки, подолгу зависающие в компьютерах, больше заинтересованы в реальном человеческом общении. И, если у них будет выбор, они предпочтут живое общение, интересные развлечения, дружеские компании, в том числе компанию родителей. Было бы предложение. Тех, кто непрерывно сидит в виртуальном пространстве и кого выманить оттуда на улицу можно только чудом, не так много.
Ещё один интересный момент. За последние 10 лет уровень компьютерной грамотности, знаний интернет-технологий, защиты в Сети своих личных данных и т. д. вырос и у детей, и у родителей. Однако у детей сильнее. И разрыв между ними в целом увеличился. В этом смысле у молодых родителей есть преимущество. У них гаджеты, компьютеры и всё пространство информационных технологий остаётся возможной территорией для сближения с детьми. Это может их объединить. Но, чтобы это было на самом деле какой-то совместной деятельностью, которой так не хватает многим современным семьям, надо приложить усилия.
Советы родителям
- Заведите традицию, что определённое время в выходные вы проводите только с ребёнком. Пусть это будут хотя бы час-два, но вы не будете отвлекаться на свои дела, вести переписку в телефоне, просматривать странички в соцсетях и т. д.
- Планируйте вместе с ребёнком, чем заняться в выходные. Подростки могут поискать в Интернете интересные развлечения, изучить афишу кинотеатров и вообще заняться организацией совместного досуга.
- Не бойтесь пробовать что-то новое. Новые впечатления, развлечения, которые сопровождаются позитивными эмоциями, очень важны. Это способствует развитию ребёнка, сплочению детей и родителей.
- Если ребёнок очень увлечён интернет-технологиями, соцсетями, можно разделить с ним его увлечение. Например, вместе вести блог или влог (видеоблог), подбирать информацию, помогать делать для него фото или видео.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть