816

Маска, я тебя знаю? Будут ли у детей проблемы с распознаванием лиц

Много вопросов у людей вызывает ношение масок на постоянной основе. Ведь сегодня по рекомендациям медиков использовать такие средства индивидуальной защиты следует при каждом выходе на улицу и желательно на самой улице тоже, а не только в магазинах, транспорте и прочих общественных местах.

При этом у многих родителей возник вопрос: а как может сказаться постоянное ношение масок на психологическом здоровье детей? Ведь малыши еще не умеют точно распознавать эмоции, а теперь все вокруг буквально обезличенные. Есть ли риски психологических проблем и сбоев в развитии, "АиФ" рассказала нейропсихолог Ирина Хвингия.

Потенциальные риски

Вопрос ношения масок сегодня особенно актуален. Тут важно понимать, что если сохранен тактильный контакт с ребенком, то глобальных сложностей быть не должно. Во-первых, мы же не ходим в масках продолжительное время. Во-вторых, все зависит от того, как ребенок умеет распознавать лица вокруг.

Так, например, некоторые сложности могут возникнуть, но это необязательно, у младенцев, которые еще только учатся распознавать лица и считывать эмоции окружающих. Тут можно столкнуться с тем, что правая нижняя затылочная часть у него будет развита не очень хорошо, это именно та часть мозга, которая ответственна за распознавание лиц. Соответственно, возникнет и проблема височных и теменных долей мозга. Они тоже будут развиваться медленнее, соответственно, есть риски столкнуться с проблемой неправильного восприятия лица. Позже это может вылиться в искажение развития детей, у них могут проявиться трудности с распознаванием предметов. Ведь они выполняют это по аналогии.

Что касается взрослых, мы вряд ли как-то глобально это ощутим на себе, потому что умеем определять эмоции по взгляду, а глаза никто не прикрывает. Для детей важно, чтобы был сохранен тактильный контакт, чтобы они могли слышать голос. Соответственно, для тех, кто умеет распознавать лица, т. е. малыши постарше, вообще никаких проблем не будет. Конечно, все это не пройдет бесследно, определенные нюансы возможны, но в глобальном смысле чего-то критичного ожидать не надо.

Психологический настрой

Больше психологических последствий можно ожидать от общей обстановки вокруг, поэтому важно понимать, что, если мы разговариваем с детьми и объясняем им ситуацию и необходимость мер, это проходит спокойнее. Стоит помнить, что от настроя взрослых зависит и детское восприятие. Взрослым может быть жутковато от складывающихся событий по физиологическим причинам, потому что в маске сложнее дышать. И получается, что снимаешь — опасно, надеваешь — трудно. Но если взрослый относится нормально, все объясняет и демонстрирует спокойствие, все будет хорошо.

Если же взрослый настроен нервно, ругает всех и вся, постоянно находится в состоянии невроза, то и дети будут переживать. Фактически развивается следующий риск. Если, например, мама постоянно нервничает, каждые 10-15 минут опрыскивает руки, будучи дома, санитайзером, натирает поверхности и обрабатывает одежду химикатами через равные промежутки времени — это прямой путь к обсессивно-компульсивному расстройству, особенно у ребенка. Он начнет совершать навязчивые действия.

Важно помнить, что дети до 14 лет всегда являются отражением того, что происходит в семье. Собственных эмоций у них как таковых нет, все эмоции у них исходят из того, что они видят вокруг. И то, что мы им предъявим, они и будут использовать. Если родители в напряжении, дети тоже будут напряжены. Но при этом справляются они с этим хуже. Взрослый, понервничав, может успокоиться и прийти в себя, у ребенка же это может отложиться надолго.

Как справляться

Чтобы не было каких-то отдаленных последствий, надо брать себя в руки. Для младенцев стоит использовать специальные методики, позволяющие обеспечить нормальное развитие у них функции распознавания лиц. Например, мама может показывать ему картинки, желательно с крупными лицами, которые выражают разные эмоции — плачут, смеются, веселятся и т. д. Кроме того, сама мама контактирует с малышом без маски. Читая сказки, она может дублировать действия героев проявлением эмоций на своем лице. В любом случае, вокруг младенца собирается как минимум пара-тройка взрослых — мама, папа, бабушка. Этого ему будет достаточно, чтобы кроха мог учиться идентифицировать лица. Тут важно еще помнить о том, что и в обычное время младенец не видит многих людей, так как на улицу его выводят гулять в коляске, а она закрыта, так что какого-то особого стресса не будет.

С точки зрения психологических проблем надо обратить на себя внимание людям тревожным. Сжавшая зубы мама, рассказывающая ребенку, как надо расслабляться, вряд ли достигнет нужного эффекта. Расслабиться самостоятельно можно с помощью различных упражнений, включая дыхательные. Такие занятия являются миорелаксантами, т. е. расслабляющими мышцы. Ведь при расслабленных мышцах вы не сможете напрягаться. Дыхательные упражнения можно чередовать с дыхательными движениями. Так, например, можно использовать простой вариант — дышим очень медленно, сначала 5 вдохов животом, затем столько же грудной клеткой. И так чередуем.

К самовнушению обращаться не стоит. Ведь когда человек напряжен, это будет неэффективно. Сначала надо расслабиться. Если взяться за себя, дети автоматически станут спокойнее и будут воспринимать все происходящее вокруг нормально, без надрывов. А расслабленная мама лучше может помочь ребенку даже на физическом уровне, например, сделать массаж, разговаривать с ним не натянутым голосом и т. д. Он будет знать, что все в порядке и люди в масках вокруг его пугать не будут.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно