Нападение на политехнический колледж Керчи одним из его студентов унесло жизни более 20 человек. Сначала Владислав Росляков устроил взрыв в здании, затем открыл стрельбу по людям, после чего покончил с собой. Что побудило его взять в руки оружие — пока неизвестно. СМИ выдвигали догадки о неразделенной любви и недопонимании с преподавателями, однако никакой достоверной информации на этот счет так и не появилось. Также многие характеризуют студента как «тихого и спокойного». Как тихоня превратился в убийцу и можно ли было его остановить, рассказывает психолог Мария МЕРКУЛОВА.
Оксана Морозова, "АиФ": Мария, то, что произошло в Керчи — практически калька с трагедии в школе «Колумбайн». Можно ли как-то остановить подражание молодежи убийцам?
Мария Меркулова: Конечно, можно, если СМИ перестанут активно обсуждать данную тему, а в продаже будет меньше агрессивных компьютерных игр для детей. В целом, подражание — это нормально. Все мы кому-то подражаем. Просто раньше в качестве примера были не убийцы, а герои-летчики, покорители Севера и т.д. Люди всегда ориентируются на социум и те тенденции, которые в нем существуют. А сейчас очень много агрессии. Дети рождаются с чувствительной нервной системой. Плюс у них колоссальные нагрузки в школе, им даже некогда пообщаться между собой в обычной нормальной обстановке, во дворе. Все сидят по домам и для расслабления используют интернет, компьютер и телефон, буквально утопая в том количестве информации, которая есть. В такой обстановке ребенок без труда может найти себе странный или страшный пример для подражания.
— Детям сложно адаптироваться к новому информационному полю вокруг себя?
— Появилось очень много источников информации, все они доступны. Раньше мы бы не знали, что где-то что-то случилось, пока не включили телевизор. Сегодня мы вне зависимости от нашего на то желания оказываемся в этом информационном поле и как губки впитываем его. А любая информация, хотите вы того или нет, перерабатывается психикой. Не зря психологи рекомендуют ограждать себя от просмотра каких-то жестоких сцен. Даже если это просто кино. Лучше посмотреть комедию или мелодраму.
Интересная тенденция: с одной стороны, мы наблюдаем акселерацию у детей младшего дошкольного возраста. Они быстрее начинают говорить, ходить, читать. А с другой — у подростков или тех, кто находится в юношеском возрасте, нет психологической зрелости, они часто бывают инфантильными. Раньше в 18 лет парень шел служить в армию. Думал о том, что потом ему нужно будет найти работу и завести семью. 18-летние сегодня часто зависимы от игр. Они фантазируют и проявляют себя героями в придуманном мире, а не в реальном.
— Чем объясняется такая тенденция?
— Проявить себя в реальной жизни довольно сложно, экономические условия просто не позволяют многим это сделать. Нет уверенности в будущем, и это давит, ведь у психики есть потребность в развитии. В 18 лет ведущая потребность — профессиональное становление и общение со сверстниками и противоположным полом. Когда человек не может реализовать себя в этом, он ищет другие способы, иногда радикальные и жестокие.
— Почему люди, которые устраивают массовые убийства, потом, как правило, сами себя убивают?
— Для людей с искаженным восприятием это высшая степень проявления геройства. Они готовы отдать жизнь за свою идею. А еще это может быть банальный страх, когда человек не знает, что ждет его дальше и понимает всю безвыходность ситуации. Все, что начинается потом — расследование, тюрьма и т.д. пресно и неинтересно. Такие люди хотят уйти ярко.
— Студент из Керчи устроил стрельбу из оружия, на которое он получил разрешение. Получается, что тот, кто выдавал ему справку, просто не заметил никаких отклонений?
— Психическое заболевание довольно быстро распознается в беседе, если человек находится на пике его проявления. Но ведь бывают и «дремлющие» состояния, тогда сложно диагностировать отклонения. Психика — неизведанная штука. Не зря заключение о состоянии человека, которое дает психолог, действует в течение 6 месяцев. В нем всегда пишется: на момент психодиагностического обследования человек соответствует... Это ключевая фраза. Естественно, что позже может случиться все что угодно: генетика «проснется» и спровоцирует какие-то отклонения в поведении и мышлении или произойдет ситуация, повлекшая за собой стресс.
— Известно, что родители студента разведены и он жил с матерью. Развод может быть той самой ситуацией, провоцирующей стресс, о котором вы сказали?
— У нас больше 50% детей живут в разведенных семьях. Прямой связи провести здесь нельзя. Важно понимать, какая наследственность у молодого человека и в какой среде он рос. Живя с одной мамой, тоже можно выстроить хорошие и доверительные отношения. Чтобы понять истоки поступка этого мальчика, надо учитывать два этих фактора, плюс проанализировать его круг общения, увлечения. Ребенок должен быть чем-то занят. Я сейчас говорю не об обучении и бесконечных репетиторах, я имею в виду какое-то хобби для души. Нужна эмоциональная подпитка, это стабилизирует нервную систему.
— Это один из способов профилактики?
— Да, кроме того, нужно знать, с кем общается ваш ребенок. Пусть он пригласит друзей домой, так вы многое сможете узнать о нем.
— Как понять, что человек на грани?
— Резко меняется привычное состояние. Например, раньше человек был тихим и спокойным, а потом вдруг эмоции у него начали бить ключом, он стал каким-то возбужденным. Если вы в контакте со своим ребенком, это невозможно не заметить. Конечно, педагоги тоже должны наблюдать за студентами и школьниками. Иногда все можно понять лишь по тому, как ребенок задает вопросы, что он транслирует в последнее время. Мысли о суициде или о том, что все вокруг враги, нет смысла существования в этом мире, навязчивые идеи и т.д. — все это тревожный звонок.
Когда происходит история как в Керчи, обычно через какое-то время всплывают факты, что убийца открыто говорил о том, что всех убьёт, угрожал и т.д. Но мы привыкли пропускать эти слова мимо ушей. Большинство просто посмеется над фразой «скоро я вас всех убью», либо перестанет общаться с тем, кто ее сказал. Это не выход из ситуации. Проблема в том, что мы перестали внимательно относиться друг к другу и беречь тех, кто рядом. Дети могут сидеть за соседними партами и не общаться. Педагогам явно не до отношений внутри класса, они озадачены ЕГЭ, рейтингом учебного заведения, какими-то экзаменами и т.д. Родители не умеют строить диалог с собственными детьми. Именно тогда происходят подобные вещи, когда никому нет дела до другого человека и его душевного состояния.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть