В середине прошлого века советский ученый Александр Романович Лурия выделил новое научное направление, впоследствии получившее признание во всем мире, — нейропсихологию. Эта наука изучает работу структур головного мозга, отвечающих за высшие психические функции, помогает скорректировать работу мозга и улучшить способности к обучению.
Нейропсихология полезна не только малышам, имеющим проблемы с речью и поведением. Школьникам и студентам она помогает учиться легче и успешнее, взрослым — поддерживать когнитивные возможности на должном уровне, а пожилым — оставаться продуктивными как можно дольше. Как работает нейропсихология, чем полезна, aif.ru рассказала клинический психолог, нейропсихолог, телесно ориентированный психотерапевт Маргарита Алексеева.
Неужели дети поглупели?
«К высшим психическим функциям (ВПФ) человека относятся: внимание, восприятие, воображение, память, гнозис (то есть узнавание предмета и понимание, для чего он предназначен), праксис (планирование всех своих физических действий), мышление и речь, которая считается королевой психических функций, — говорит эксперт. — Созревание и развитие всех этих функций происходит с раннего детства и продолжается во время школьного обучения».
В последнее время врачи сталкиваются с тем, что нарушений ВПФ у детей становится все больше, а соответственно, растет число проблем с речью и усвоением школьной программы. По мнению Алексеевой, это можно объяснить несколькими обстоятельствами. С одной стороны, улучшением качества диагностики и увеличением выявления таких затруднений. С другой — усложнением образовательных программ, что день ото дня становятся все объемнее. А еще — тем, что у современных детей стало гораздо меньше физической активности и их окружает больше информационного шума (телевидение, интернет, социальные сети).
Надо разблокировать
Лурия разделил головной мозг на три функциональных блока. При нарушениях в одном или нескольких ребенок может не успевать на уроке, «не слышать» указаний учителя. Причем это будет происходить у него не в силу лени, как считают педагоги и родители, а именно из-за слабо развитых психических процессов. Как результат, падает успеваемость, а затем ребенок теряет интерес и мотивацию к учебе.
Вот три эти блока:
1. «Батарейка». От него зависит энергетическая емкость органа. Хватит ли ребенку сил выдержать весь учебный день и сможет ли он быть одинаково продуктивным в течение всей учебной недели, во многом зависит от состояния и здоровья мамы во время беременности и здоровья самого малыша до 2—3 лет.
Если с этим блоком у ребенка есть проблемы, будут возникать:
— вялость,
— утомляемость,
— частые болезни и аллергии,
— капризы, эмоциональная неуравновешенность,
— проблемы с мышечным тонусом (повышение или понижение).
2. Прием, обработка и хранение информации. В этот блок стекается информация от всех сенсорных систем (органов чувств) и соединяется в единый образ.
Формируется с 2 до 7 лет (самая активная фаза).
Если возникают проблемы с развитием 2-го блока мозга, то появляются:
— сенсомоторные нарушения, например несогласованность движений рук и глаз. Отсюда почерк получается кривой, а движения — неловкими. Например, поймать и отбить мяч, перепрыгнуть лужу станет непосильной задачей;
— проблемы с формированием пространственных представлений. Тогда ребенок будет писать мимо строк, путать буквы и т. д. Также он может часто «не вписываться в поворот», из-за этого травмироваться.
3. Контроль, программирование и переключение. Развивается в дошкольном детстве, но максимально проявляется после 7 лет.
Этот блок отвечает за умение:
— сосредотачиваться. В частности, сидеть нужное время на уроке, не отвлекаться, быть вовлеченным в процесс;
— произвольно переключать внимание. Например, заканчивая написание одного слова, переключаться на другое, переходить со строки на строку;
— решать логические задачи;.
— контролировать свое поведение;
— проявлять силу воли.
Если работа этого блока нарушена, все вышеперечисленное у школьника не получается.
Что делать?
Двигаться! Да-да, не заставлять ребенка зубрить, не поднимая головы от учебников, и по сто раз переписывать прописи, а побуждать быть физически активными. По словам нашего эксперта, физические упражнения — это первый и самый доступный образовательный инструмент начиная с самого младенчества. Чем больше вокруг малыша предметов и игрушек, которыми он манипулирует (трогает, поднимает, бросает, стучит, гремит), тем больше его мозг собирает информации. Через разные движения и игры можно наполнить сенсорные системы (особенно тактильную, вестибулярную, проприоцептивную) нужными стимулами.
Очень многие процессы также отлично поддаются тренировке через движения.
Например, для формирования навыка чтения и письма без запинок очень важно развить чувство ритма. В этом помогут:
— игры в ладушки руками или выстукивание ногами разных ритмов;
— подвижные игры, в которых движения сочетаются с произнесением слов;
— марширование с песнями;
— игры по команде, стоп-игры, игры с четкими последовательностями движений. Помогут натренировать 3-й функциональный блок мозга, чтобы ребенок научился сосредотачиваться и не отвлекаться в процессе урока.
«Если у ребенка школьного возраста есть затруднения с чтением, вниманием, памятью, речью — обязательно обратитесь к специалисту (логопеду, дефектологу или нейропсихологу), — рекомендует наш эксперт. — Не пускайте проблему на самотек. Такие затруднения дети не «перерастают».
Тем не менее есть упражнения и игры, которые родители точно смогут выполнить с детьми самостоятельно.
Физкультура для самых умных
Наш эксперт перечислила разные полезные виды активности на развитие:
— крупной моторики. Регулярная активация всех крупных групп мышц не только помогает здоровому росту и формированию осанки, но и наполняет организм энергией, помогая той самой «батарейке» накапливать силы. Это могут быть ходьба, прыжки, все упражнения из ОФП — отжимания, висы, подтягивания, приседания;
— мелкой моторики. Включают в себя различные забавные движения пальцами и всей кистью. Чаще всего сопровождаются потешками типа: «Этот пальчик в лес ходил, этот пальчик щи варил». Развивается и чувство ритма, когда дети говорят и выполняют сложные действия одновременно. У старших детей мелкую моторику хорошо развивает конструирование и рукоделие;
— координации рука-глаз. Для улучшения и автоматизации почерка полезно бросать и ловить мячи разного размера и веса. Например, легкие поролоновые мячи помогут тренировать захват и сверху, и снизу;
— моторного планирования (понимания своих действий на уровне ощущений). То есть сначала человек представляет свое действие в воображении, а потом его осуществляет. Эту функцию поможет развить упражнение «воздушное письмо». Ребенок пишет рукой буквы перед собой в воздухе и проговаривает вслух, что пишет. Не так это легко, как кажется. Другое упражнение — «глупый взрослый». Ребенок объясняет словами какое-то беспредметное движение, а взрослый пытается его исполнить. Здесь подключаются коммуникация, эмоциональный интеллект;
— внимания. Это явно пригодится и на любом уроке, и во взрослой жизни. Стоп-игры с конфликтными заданиями. Например, при команде «Гав» надо бежать, при команде «Мяу» — замирать. Потом добавлять спорные команды, которых не было в условиях игры, например «Замри», «Стой». Цель: сделать акцент на функции внимания к командам и соответствующим действиям. Или вот, игра «Я знаю пять...» Набивать мячом об пол пять ударов и называть предметы и объекты из загаданной категории (5 имен девочек, цветков, игрушек, планет Солнечной системы). Важно подбирать категории по возрасту и интересам ребенка;
— восприятия. Когда мозг получает множество сигналов от тела, это формирует не только лобные доли, но и базовые подкорковые структуры, которые отвечают за качество и скорость нервных импульсов. Тут уже потребуются приспособления. В частности, балансиры (подушка с пупырышками, на которой не так легко даже просто устоять). Но если хорошо получается, то можно добавить разные движения (ловить мяч, например).
«Робот». Ребенок находится с закрытыми глазами (в хорошо знакомом помещении), а взрослый дает команды: сделать шаг вперед или назад, встать на одну ногу, поднять руки, присесть и т. д. Важно как можно больше и разнообразнее двигаться в разных направлениях;
— памяти. Отлично нарабатывается через материальные ощущения. Повторять последовательность движений (изучение танцевальных па, к примеру). Постепенно усложнять движения и увеличивать количество элементов для запоминания. Можно повторять последовательность бросков мячиков: первый идёт вверх, второй — влево, третий — вниз и т. д.
«Движение и физические нагрузки полезны в любом возрасте, поскольку обеспечивают нагрузку не только на тело, но и на головной мозг, сохраняя необходимую для него нейропластичность, а значит, отодвигают старость и позволяют оставаться здоровыми, получать радость и удовольствие от жизни», — подчеркивает Алексеева.
Можно ли нагружать школьника дополнительными «домашками» после болезни?
Охватить все. Педиатр назвала ошибки родителей в последний месяц лета
Горсть знаний. Как грецкие орехи делают школьников умнее?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть