2182

Эпидемия «китов». Как уберечь детей от «групп смерти»?

СМИ все чаще сообщают о группах в социальных сетях, с которыми связывают случаи самоубийств детей. Сообщалось, что действует это следующим образом: ребёнок получает «куратора», который даёт ему задания на проверку серьёзности намерений (исцарапать руку лезвием, выпить две ложки уксуса и т.д.), и под конец игры расстаётся с жизнью. К рассылке прилагается список названий групп («Море китов», «Тихий дом» и др.), а также хештегов. Если родители нашли их на страничках или в переписке ребёнка, значит, он активно «в теме» и ему грозит реальная опасность. 

Как оградить ребёнка от странных вирусных игр вроде «беги или умри», «море китов», цена участия в которых — зачастую  жизнь? Стоит ли разговаривать с детьми про «группы смерти»? Как понять, что ребёнок готов прервать свою жизнь, и как это предотвратить? Объясняет Пётр ДМИТРИЕВСКИЙ, семейный психолог:

— Интернет — это как улица. Перед тем как разрешить ребёнку самостоятельно гулять во дворе без родителя, его нужно просветить на тему техники безопасности. Например, объяснить, что если к нему подойдет незнакомая тётя и предложит пойти с ней за конфеткой или посмотреть на щенка, нужно ей отказать и идти домой. Так же и с Интернетом. В том возрасте, когда вы разрешаете ребёнку «гулять» в Сети без вашего присмотра, ему нужно объяснить, какие возможности и опасности там водятся. Про то, как реагировать на интернет-травлю, про настройки приватности, про манипуляции руководителей опасных групп. Нужно объяснить, что с детьми всякие маньяки и сумасшедшие используют сладости, а с подростками — играют на желании быть особенным и сделать что-то необычное и азартное. Также необходимо объяснить, что есть разные виды озорничанья и безобразничания с обратимыми последствиями. Например, можно сильно поссориться с близким человеком, но потом помириться. Или даже можно не прийти домой ночевать, но потом вернуться. А есть эксперименты, которые имеют необратимые последствия. К числу таких экспериментов относятся игры со здоровьем и жизнью. Некоторые переломы и отравления не лечатся, а мёртвого человека невозможно вернуть к жизни. Некоторые подростки этого не понимают. 

— Что делать, если ребёнок прямо заявляет: «Если у меня в четверти будет “тройка” по математике, я убью себя»?

— Спокойно обсудить ситуацию, объяснить, какие реальные способы выхода из неё существует (репетиторы, перевод в другую школу и пр). Дайте ребёнку понять, что печалиться, переживать, чувствовать себя одиноким нормально. Этого не надо стесняться. Поделитесь, что вы сами делали в таких ситуациях, когда вас одолевали подобные чувства. 

Если угрозы продолжаются, нужно обращаться к психиатру, возможно помещение в стационар под присмотр врачей. Пассажира, вслух пошутившего, что у него в чемодане бомба, сотрудники аэропорта не имеют права пускать в самолёт. Также и с угрозами суицида нельзя шутить. Это может быть признаком тяжелой депрессии, и такого человека опасно оставлять без присмотра специалистов.

— Как быть, если родители узнали, что ребёнок уже попал под влияние плохой компании? 

— Смотря насколько плохой. Если речь идёт об откровенном криминале, о наркотиках, необходимо брать семью в охапку и переезжать в другой конец города, переводить в другую школу. В случае физической угрозы несовершеннолетнего сентиментальность и «права человека» ни к чему. Другое дело, когда физически подростку угрозы нет, но родитель переживает по поводу своего уменьшающегося авторитета. В этом случае важно развивать в себе добродетель смирения и не ввязываться в борьбу за ребёнка с его сверстниками. Все равно общение со сверстниками для него в силу специфики возраста предпочтительнее.

 

Нужно помнить, что, отсекая одну среду, нужно предложить альтернативную, интересную: кружок скалолазания, байдарочные походы, театральную студию — в зависимости от предпочтений ребёнка. 

— Какие дети в группе риска?

— Мысли о суициде или увлечение опасными играми могут свидетельствовать о том, что в ребёнке накопилось много энергии, которая не находит подходящего выхода. Поэтому в группе риска — дети, которых не обучили или для которых не создали условий для самореализации, творчества, озорства. Профилактикой будет знакомство подростка с местами и способами раскрытия своего потенциала.

В некоторых подростках бурлит особенно много возбуждения и азарта — их нужно знакомить с «экстремальными», но безопасными видами досуга: скалодром, картинг, пейнтбол, секция борьбы.

Кроме того, суицидальным мыслям в большей мере подвержены дети, у которых не развит навык обращения за помощью. Для них признаться другому в своей проблеме бывает очень стыдно или просто не приходит в голову. Профилактика — рассказы родителей о том, в каких ситуациях им приходилось обращаться за помощью, объяснение, что самостоятельность и автономия — это важные ценности, но не абсолютные. Бывает, что человеку важно решать задачи в одиночку, но иногда проблемы решаются только благодаря хорошим отношениям с другими людьми.

Важно придать статус нормы таким переживаниям, как смятение, печаль, одиночество. Дать понять, что все люди время от времени испытывают такие чувства, и рассказать, что вы делали, когда попадали в такие ситуации. 

Важным инструментом профилактики является искренний интерес к ребенку. Ему важно знать, что в центре внимания родителя - его личность, его переживания, а оценки, социальные успехи, внешний вид второстепенны. 

— Как реагировать на рассылки от таких групп?

— Проверить себя, давно ли вы с ребенком устраивали непринужденное общение. Если давно — запланировать что-то совместное озорное, приятное, вкусное. Можно рассказать о том, что вы как родитель беспокоитесь и готовы помочь, если возникнет такая необходимость. Пусть эта шумиха станет дополнительным поводом поговорить по душам и признаться в том, какое важное место сын или дочь занимают в вашем сердце. 

 

Как родителям заметить, что ребёнок находится в рискованной группе соцсети:

Есть несколько признаков, свидетельствующих о суицидальных намерениях подростка. Бить тревогу необходимо, если одновременно совпали несколько симптомов:

1. Беспричинное изменение поведения. Был спокойным - стал нервным. Или был агрессивным, задиристым, а стал «тормозным» или нарочито вежливым.

2. Нарушение сна: сонливость или, наоборот, бессонница. Поверхностный сон: ребёнок вроде бы спал достаточно долго, но просыпается невыспавшимся.

3. Обычно общительный подросток становится замкнутым, использует в общении односложные ответы.

4. Пренебрежительное отношение к своей внешности у подростков, которые раньше не были в этом замечены: сын или дочь перестают умываться, чистить зубы, одевается неопрятно.

5. Публикация на своей страничке мрачных образов или цитат, связанных со смертью. 

6. Употребление спиртного и наркотиков теми, кто ранее не злоупотреблял ими. 

7. Явная замедленность темпа речи, монотонность.

8. Действия, которые можно трактовать, как прощание, завершение: непривычные разговоры о любви к родителям, попытки закончить проекты и дела, раздаривание любимых вещей друзьям.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно