«Часто приходится слышать словосочетание «потерянное поколение». Мы констатируем это, не анализируя, на каком этапе мы его «потеряли». На мой взгляд, это случилось тогда, когда были попраны советские принципы воспитания в угоду вседозволенности и безответственности», – из письма в редакцию нашего читателя, ветерана педагогики Павла Михалёва.
Какие принципы воспитания были на самом деле пересмотрены и что думают по этому поводу наши читатели и эксперты?
Было: учиться надо только на «хорошо» и «отлично».
Сегодня: оценка - не главное, важнее, чтобы ребёнок смог раскрыть свои способности.
В советских семьях оценка была критерием успешности ребёнка в школе. «Влететь» по полной программе могло и за «трояк», и никто (ни родители, ни педагоги) не брал во внимание, «физик» ты или «лирик». Хорошая успеваемость должна была быть по всем предметам. Отстающих учеников в школе «песочили» и «подтягивали». Сегодня тотальная успеваемость тоже приветствуется, но не ставится во главу угла.
«С одной стороны, крепкое базовое образование необходимо для гармоничного развития личности, – говорит преподаватель химии Максим ВОРОТНИКОВ. – С другой – хорошая оценка не гарантирует, что ребенок глубоко понимает предмет. Поэтому я всё-таки голосую за интерес. Если подросток решил, что станет филологом и язык и литература представляют для него неподдельный интерес, бессмысленно требовать от него досконального знания химии. Но это, разумеется, не исключает того, что точные науки он должен знать хотя бы на базовом уровне. В конце концов, в жизни пригодится».
Было: учитель всегда прав. Старших нужно слушаться.
Сегодня: ребёнок имеет право на своё мнение.
Отстаивание своего мнения ребёнком и дома, и в школе – частая причина конфликтов, поскольку взрослые порой не готовы воспринимать подростков как равных. В советское время не было принято перечить взрослым, их слово было законом. «Не выйдешь из-за стола, пока не доешь», «Молчи, твоё мнение никого не интересует», «Чтобы этой подруги в доме не было» – знакомо, не правда ли?
«Авторитарность со стороны взрослого ни к чему хорошему не приведёт, – считает психолог Ольга СТАРОСТИНА. – Но это не значит, что ребёнок должен воспитываться в атмосфере моральной вседозволенности. Главное – научиться общаться на основе взаимного уважения и убедительных аргументов. В этом общении ребёнок в конечном итоге и познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. И ещё один важный момент. Необходимо, чтобы взрослый умел признавать свою неправоту, в этом залог доверительных отношений».
Было: каждый ребёнок должен трудиться.
Сегодня: нельзя лишать ребёнка детства.
Вымыть пол, постирать свою одежду, сходить в магазин, забрать младшую сестру из детского сада – эти и многие другие обязанности для ребёнка в СССР были само собой разумеющимися. Сегодня многие родители за выполнение домашних обязанностей чаду приплачивают, как и за десятки в дневнике.
«Чтобы ответить на вопрос, стоит ли платить ребёнку деньги за домашнюю работу, нужно обратиться к тому, как устроена семья, – говорит психолог Ольга СЕЛЬКОВА. – Если определённую работу в ней кто-то делает за деньги, то и ребёнку нужно платить. Например, если для проведения генеральной уборки нанимается специальный человек, а ребёнок говорит, что выполнит эту работу сам, он вправе рассчитывать на вознаграждение. Вся иная бесплатная работа по дому распределяется между всеми членами семьи».
Было: не будь жадиной – делись.
Сегодня: ты не обязан ни с кем делиться.
«Дай девочке формочку», «Дай списать «домашку»… Ребёнок в советское время воспитывался в духе «коллективной собственности», а борцов за единоличное обладание называли обидным «жадина». Сегодня, напротив, культивируется право на «своё».
«Мне кажется, тут должна быть золотая середина, которой мы в семье стараемся придерживаться, – говорит мама троих детей Оксана ПЕТРОВЫХ. – Понятно, что у нас между детьми иногда возникают конфликты из серии «хочу именно то, что у него». Мы никогда не заставляем одного из детей отдать что-то другому только «потому, что он младше». Ребёнок – это личность, поэтому мы стараемся учитывать его мнение. Иногда предлагаем варианты обмена. Но это помогает не всегда, ну, что поделать, приходится работать с «хотелками». А вообще, дети копируют модели поведения родителей, и если они видят, что взрослые охотно делятся чем-то друг с другом, с детьми, с друзьями, то они и сами учатся это делать. Без принуждения».
МНЕНИЕ
Август БЕЛКИН, доктор педагогических наук:
- При всём уважении к советской системе воспитания были моменты, которые меня смущали. Впрочем, и сегодняшние принципы воспитания далеко не безупречны.
Меня всегда смущала безапелляционность того, что говорит учитель и что написано в учебниках. Безапелляционность оценки знаний, без права ученика заявить своё мнение. Как и казёнщина. Но, с другой стороны… Помню, в своё время я читал лекции в университете Чикаго и, разумеется, не мог не зайти в школу, не посмотреть, как работают зарубежные коллеги. И вот, заглянув на урок в четвёртом классе, я с удивлением увидел там ребёнка, который лежал на полу и дрыгал ногами. Я выразил некоторое недоумение, на что получил ответ от учителя: «Порядок – это когда ребёнок доволен». Не к этому ли принципу мы пришли сегодня?
Любую идею можно довести до абсурда, что зачастую и происходит. В итоге свобода личности превращается в разнузданность, во вседозволенность. А если учесть, что в целом сегодня личность ребёнка формируют не школа и не семья, а интернет, то нечего и удивляться, когда мы наблюдаем среди подростков эгоцентризм и неспособность решать свои проблемы. В основе агрессии подростков, которую мы сегодня так часто видим, лежит фрустрация. Любую неудовлетворённость они на ком-то вымещают, их просто не научили мыслить и поступать иначе.
Нельзя сказать, что «тогда всё было плохо, а сегодня хорошо» или наоборот. Муштра – это унижение личности, но отсутствие дисциплины приводит к распущенности. Вывод – во всём нужно чувство меры.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть