452

Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевернули с ног на голову

"Аргументы и факты" в Беларуси № 45. «Вы меня ждали? И вот я здесь!» 07/11/2023
«Авторитарность со стороны взрослого ни к чему хорошему не приведёт. Но это не значит, что ребёнок должен воспитываться в атмосфере моральной вседозволенности».
«Авторитарность со стороны взрослого ни к чему хорошему не приведёт. Но это не значит, что ребёнок должен воспитываться в атмосфере моральной вседозволенности». АиФ

«Часто приходится слышать словосочетание «потерянное поколение». Мы констатируем это, не анализируя, на каком этапе мы его «потеряли». На мой взгляд, это случилось тогда, когда были попраны советские принципы воспитания в угоду вседозволенности и безответственности», – из письма в редакцию нашего читателя, ветерана педагогики Павла Михалёва.

Какие принципы воспитания были на самом деле пересмотрены и что думают по этому поводу наши читатели и эксперты?

Было: учиться надо только на «хорошо» и «отлично».

Сегодня: оценка - не главное, важнее, чтобы ребёнок смог раскрыть свои способности.

В советских семьях оценка была критерием успешности ребёнка в школе. «Влететь» по полной программе могло и за «трояк», и никто (ни родители, ни педагоги) не брал во внимание, «физик» ты или «лирик». Хорошая успеваемость должна была быть по всем предметам. Отстающих учеников в школе «песочили» и «подтягивали». Сегодня тотальная успеваемость тоже приветствуется, но не ставится во главу угла.

«С одной стороны, крепкое базовое образование необходимо для гармоничного развития личности, – говорит преподаватель химии Максим ВОРОТНИКОВ. – С другой – хорошая оценка не гарантирует, что ребенок глубоко понимает предмет. Поэтому я всё-таки голосую за интерес. Если подросток решил, что станет филологом и язык и литература представляют для него неподдельный интерес, бессмысленно требовать от него досконального знания химии. Но это, разумеется, не исключает того, что точные науки он должен знать хотя бы на базовом уровне. В конце концов, в жизни пригодится».

Было: учитель всегда прав. Старших нужно слушаться.

Сегодня: ребёнок имеет право на своё мнение.

Отстаивание своего мнения ребёнком и дома, и в школе – частая причина конфликтов, поскольку взрослые порой не готовы воспринимать подростков как равных. В советское время не было принято перечить взрослым, их слово было законом. «Не выйдешь из-за стола, пока не доешь», «Молчи, твоё мнение никого не интересует», «Чтобы этой подруги в доме не было» – знакомо, не правда ли?

«Авторитарность со стороны взрослого ни к чему хорошему не приведёт, – считает психолог Ольга СТАРОСТИНА. – Но это не значит, что ребёнок должен воспитываться в атмосфере моральной вседозволенности. Главное – научиться общаться на основе взаимного уважения и убедительных аргументов. В этом общении ребёнок в конечном итоге и познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. И ещё один важный момент. Необходимо, чтобы взрослый умел признавать свою неправоту, в этом залог доверительных отношений».

Было: каждый ребёнок должен трудиться.

Сегодня: нельзя лишать ребёнка детства.

Вымыть пол, постирать свою одежду, сходить в магазин, забрать младшую сестру из детского сада – эти и многие другие обязанности для ребёнка в СССР были само собой разумеющимися. Сегодня многие родители за выполнение домашних обязанностей чаду приплачивают, как и за десятки в дневнике. 

«Чтобы ответить на вопрос, стоит ли платить ребёнку деньги за домашнюю работу, нужно обратиться к тому, как устроена семья, – говорит психолог Ольга СЕЛЬКОВА. – Если определённую работу в ней кто-то делает за деньги, то и ребёнку нужно платить. Например, если для проведения генеральной уборки нанимается специальный человек, а ребёнок говорит, что выполнит эту работу сам, он вправе рассчитывать на вознаграждение. Вся иная бесплатная работа по дому распределяется между всеми членами семьи».

Было: не будь жадиной – делись.

Сегодня: ты не обязан ни с кем делиться.

«Дай девочке формочку», «Дай списать «домашку»… Ребёнок в советское время воспитывался в духе «коллективной собственности», а борцов за единоличное обладание называли обидным «жадина». Сегодня, напротив, культивируется право на «своё».

«Мне кажется, тут должна быть золотая середина, которой мы в семье стараемся придерживаться, – говорит мама троих детей Оксана ПЕТРОВЫХ. – Понятно, что у нас между детьми иногда возникают конфликты из серии «хочу именно то, что у него». Мы никогда не заставляем одного из детей отдать что-то другому только «потому, что он младше». Ребёнок – это личность, поэтому мы стараемся учитывать его мнение. Иногда предлагаем варианты обмена. Но это помогает не всегда, ну, что поделать, приходится работать с «хотелками». А вообще, дети копируют модели поведения родителей, и если они видят, что взрослые охотно делятся чем-то друг с другом, с детьми, с друзьями, то они и сами учатся это делать. Без принуждения».

МНЕНИЕ

Август БЕЛКИН, доктор педагогических наук

- При всём уважении к советской системе воспитания были моменты, которые меня смущали. Впрочем, и сегодняшние принципы воспитания далеко не безупречны.

Меня всегда смущала безапелляционность того, что говорит учитель и что написано в учебниках. Безапелляционность оценки знаний, без права ученика заявить своё мнение. Как и казёнщина. Но, с другой стороны… Помню, в своё время я читал лекции в университете Чикаго и, разумеется, не мог не зайти в школу, не посмотреть, как работают зарубежные коллеги. И вот, заглянув на урок в четвёртом классе, я с удивлением увидел там ребёнка, который лежал на полу и дрыгал ногами. Я выразил некоторое недоумение, на что получил ответ от учителя: «Порядок – это когда ребёнок доволен». Не к этому ли принципу мы пришли сегодня?

Любую идею можно довести до абсурда, что зачастую и происходит. В итоге свобода личности превращается в разнузданность, во вседозволенность. А если учесть, что в целом сегодня личность ребёнка формируют не школа и не семья, а интернет, то нечего и удивляться, когда мы наблюдаем среди подростков эгоцентризм и неспособность решать свои проблемы. В основе агрессии подростков, которую мы сегодня так часто видим, лежит фрустрация. Любую неудовлетворённость они на ком-то вымещают, их просто не научили мыслить и поступать иначе.

Нельзя сказать, что «тогда всё было плохо, а сегодня хорошо» или наоборот. Муштра – это унижение личности, но отсутствие дисциплины приводит к распущенности. Вывод – во всём нужно чувство меры.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно