2663

Детки в клетке. Психоневролог о проблемах детей в самоизоляции

Психологи и неврологи бьют тревогу, предупреждая, что по окончании пандемии нас может ожидать волна нервных и психических расстройств как у взрослых, так и у детей. Как этого избежать?

Объясняет психоневролог, руководитель отдела развития мозга в онтогенезе, формирования когнитивных функций и нейробиологии ЦКБ РАН Георгий КАРКАШАДЗЕ.

«Мир больше никогда не будет прежним», — слышим мы сегодня отовсюду. Помимо пандемии всех нас пугает и держит в напряжении неизвестность. Мы и сами содрогаемся от страха перед будущим, но, что хуже, передаем свой страх детям.

Без движения и мотивации

В зависимости от возраста представители нового поколения переживают нынешний непростой период по-разному.

Малыши и младшие школьники страдают главным образом от дефицита двигательной активности. Гиподинамия, как известно, вредит и физическому, и психическому здоровью. Не выработав свой запас энергии, дети начинают испытывать перевозбуждение психики. Отсюда капризы, истерики, проблемы с поведением, нарушения сна. Тяжелее всего приходится ребятишкам с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Впоследствии адаптироваться к нормальной учебе и школьным требованиям для них будет совсем непросто.

Наибольшего внимания требуют сегодня младшие школьники. Особенно первоклашки, чей период адаптации к учебе был прерван самым безжалостным образом. Проблема в том, что мотивацию к учебе дети 7-8 лет самостоятельно поддерживать еще не могут. Поэтому основную роль в этом процессе играет учитель. Нет учителя — нет и мотивации. Неудивительно, что спустя месяц самоизоляции родители замечают, что дети начинают больше лениться, отвлекаться, терять интерес к учебе.

Чего ждать на выходе

У подростков проблема иная. Они в основном страдают из-за того, что рушится их понимание того, чего ждать от ближайшего будущего. Если раньше у них был четкий план — подготовка к экзаменам, поступление, учеба, то теперь, что ни день, условия меняются, и, соответственно, тревога нарастает.

Но главная проблема в том, что с окончанием самоизоляции тревоги не уйдут сами собой, а будут лишь нарастать. Ведь и взрослым, и детям вскоре предстоит период реадаптация. А он может протекать еще сложнее, чем привыкание к новому режиму жизни, в котором все мы провели несколько трудных недель. Ведь все мы ожидаем, что нам надо немножко потерпеть, а дальше все будет как раньше. Поэтому выход в «новую нормальность», где многое будет по-другому, а не так, как мы привыкли, грозит стать еще большим стрессом.

Неврологи прогнозируют, что через 2-3 месяца у подростков произойдет манифестация тревожных и депрессивных расстройств, заболеваний психосоматического характера. Особенного внимания потребуют дети тревожно-мнительного склада характера.

Режим — это главное!

Однако все это не повод рвать на себе волосы и отчаиваться. Противостоять стрессу поможет четкий план. Чтобы дети могли пережить пандемию и выйти из нее без потерь не только для их физического, но и психического здоровья, родителям необходимо:

— сохранить режим. Будить и укладывать отпрысков следует в одно и то же время. Важно обеспечить им достаточный сон (в младшей школе дети должны спать не менее 9 часов, тем, кто постарше — 7-8 часов);

— поддерживать мотивацию к получению знаний. Делать это важно в игровой форме. Можно найти какие-то интересные опыты, документальные фильмы, познавательные игры и прочее. Процесс познания должен ассоциироваться у детей с положительными эмоциями, а не скукой и тяготами. Поэтому не следует излишне муштровать детей, нагружать их дополнительной «домашкой».

— не забывать про ежедневную физическую активность. Даже если жилплощадь такая, что негде развернуться, всегда можно что-то придумать: например, кувыркаться на диване, устроить игру в «резиночку» в коридоре или в твистер на кухне. Если же жилищные условия позволяют, нужно оборудовать уголок для занятия физкультурой: повесить турник, поставить шведскую стенку.

— играть. Конечно, просмотр мультиков и игры на планшете — это здорово (во всяком случае, дает родителям возможность передохнуть и поработать на «удаленке»), но живого общения это не заменит. Хорошо, если у ребенка есть братья и сестры, но если нет — играть придется родителям. С малышами — в куклы и машинки, с детьми постарше — в «монополию» или что-то иное, но это должны быть не столько обучающие, сколько веселые и интересные игры.

— читать. Даже если дети сами давно умеют складывать буквы в слова, пусть родители продолжают читать им перед сном или в середине дня. Это объединяет семью, успокаивает и дарит массу приятных эмоций и пользу обоим.

 привлекать к бытовой деятельности. Самоизоляция — отличное время, чтобы наконец-то приучить ребенка к помощи по дому. Малыши могут вытирать пыль, дети постарше — мыть посуду и пылесосить. Ну а подросткам можно доверить и помощь в ремонте.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно