Психологи и неврологи бьют тревогу, предупреждая, что по окончании пандемии нас может ожидать волна нервных и психических расстройств как у взрослых, так и у детей. Как этого избежать?
Объясняет психоневролог, руководитель отдела развития мозга в онтогенезе, формирования когнитивных функций и нейробиологии ЦКБ РАН Георгий КАРКАШАДЗЕ.
«Мир больше никогда не будет прежним», — слышим мы сегодня отовсюду. Помимо пандемии всех нас пугает и держит в напряжении неизвестность. Мы и сами содрогаемся от страха перед будущим, но, что хуже, передаем свой страх детям.
Без движения и мотивации
В зависимости от возраста представители нового поколения переживают нынешний непростой период по-разному.
Малыши и младшие школьники страдают главным образом от дефицита двигательной активности. Гиподинамия, как известно, вредит и физическому, и психическому здоровью. Не выработав свой запас энергии, дети начинают испытывать перевозбуждение психики. Отсюда капризы, истерики, проблемы с поведением, нарушения сна. Тяжелее всего приходится ребятишкам с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Впоследствии адаптироваться к нормальной учебе и школьным требованиям для них будет совсем непросто.
Наибольшего внимания требуют сегодня младшие школьники. Особенно первоклашки, чей период адаптации к учебе был прерван самым безжалостным образом. Проблема в том, что мотивацию к учебе дети 7-8 лет самостоятельно поддерживать еще не могут. Поэтому основную роль в этом процессе играет учитель. Нет учителя — нет и мотивации. Неудивительно, что спустя месяц самоизоляции родители замечают, что дети начинают больше лениться, отвлекаться, терять интерес к учебе.
Чего ждать на выходе
У подростков проблема иная. Они в основном страдают из-за того, что рушится их понимание того, чего ждать от ближайшего будущего. Если раньше у них был четкий план — подготовка к экзаменам, поступление, учеба, то теперь, что ни день, условия меняются, и, соответственно, тревога нарастает.
Но главная проблема в том, что с окончанием самоизоляции тревоги не уйдут сами собой, а будут лишь нарастать. Ведь и взрослым, и детям вскоре предстоит период реадаптация. А он может протекать еще сложнее, чем привыкание к новому режиму жизни, в котором все мы провели несколько трудных недель. Ведь все мы ожидаем, что нам надо немножко потерпеть, а дальше все будет как раньше. Поэтому выход в «новую нормальность», где многое будет по-другому, а не так, как мы привыкли, грозит стать еще большим стрессом.
Неврологи прогнозируют, что через 2-3 месяца у подростков произойдет манифестация тревожных и депрессивных расстройств, заболеваний психосоматического характера. Особенного внимания потребуют дети тревожно-мнительного склада характера.
Режим — это главное!
Однако все это не повод рвать на себе волосы и отчаиваться. Противостоять стрессу поможет четкий план. Чтобы дети могли пережить пандемию и выйти из нее без потерь не только для их физического, но и психического здоровья, родителям необходимо:
— сохранить режим. Будить и укладывать отпрысков следует в одно и то же время. Важно обеспечить им достаточный сон (в младшей школе дети должны спать не менее 9 часов, тем, кто постарше — 7-8 часов);
— поддерживать мотивацию к получению знаний. Делать это важно в игровой форме. Можно найти какие-то интересные опыты, документальные фильмы, познавательные игры и прочее. Процесс познания должен ассоциироваться у детей с положительными эмоциями, а не скукой и тяготами. Поэтому не следует излишне муштровать детей, нагружать их дополнительной «домашкой».
— не забывать про ежедневную физическую активность. Даже если жилплощадь такая, что негде развернуться, всегда можно что-то придумать: например, кувыркаться на диване, устроить игру в «резиночку» в коридоре или в твистер на кухне. Если же жилищные условия позволяют, нужно оборудовать уголок для занятия физкультурой: повесить турник, поставить шведскую стенку.
— играть. Конечно, просмотр мультиков и игры на планшете — это здорово (во всяком случае, дает родителям возможность передохнуть и поработать на «удаленке»), но живого общения это не заменит. Хорошо, если у ребенка есть братья и сестры, но если нет — играть придется родителям. С малышами — в куклы и машинки, с детьми постарше — в «монополию» или что-то иное, но это должны быть не столько обучающие, сколько веселые и интересные игры.
— читать. Даже если дети сами давно умеют складывать буквы в слова, пусть родители продолжают читать им перед сном или в середине дня. Это объединяет семью, успокаивает и дарит массу приятных эмоций и пользу обоим.
— привлекать к бытовой деятельности. Самоизоляция — отличное время, чтобы наконец-то приучить ребенка к помощи по дому. Малыши могут вытирать пыль, дети постарше — мыть посуду и пылесосить. Ну а подросткам можно доверить и помощь в ремонте.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть