Уже не первый год планируется снизить долю импортных товаров в нашей стране. И сделать это, оказывается, не так уж и просто: так, в 2020-м зарубежных товаров на полках магазинов стало больше, а отечественных - меньше, и такая тенденция наблюдается последние несколько лет.
Ситуация с импортом
Высокой остается доля следующих импортных продуктов: фрукты - 92,8%, масло растительное - 87,5%, рыба - 81,5%, крупа гречневая - 66,6%, кондитерские изделия из сахара - 51,9%, фруктовые и овощные соки - 39,1%, макаронные изделия - 37,4%, детское питание - 29,1%, сообщает Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ). На 2021 год правительство рассматривает два сценария борьбы с импортом - оптимистический и недостаточный. Первый предполагает, что доля отечественных продуктов вырастет до 85%, а второй - до 80%.
Рекомендации
МАРТ рекомендует белорусской торговле обеспечить размещение и выкладку товаров отечественного производства в визуально и физически доступных местах. И выделять размещение белорусских товаров с помощью вывески или надписи «Сделано в Республике Беларусь/Зроблена ў Беларусi». Производителям и поставщикам товаров рекомендуют ограничить совокупный размер любых вознаграждений в размере, не превышающем 5% цены. Дополнительно есть изменения и для интернет-торговли: помимо самого присутствия в продаже товаров отечественного производства, рекомендуется визуально обозначать их (например, белорусским орнаментом). Чиновники также посоветовали усовершенствовать технические возможности онлайн-магазинов.
Как заметила в интервью «АиФ» продавец гипермаркета Снежана СМОЛИЧ, некоторые из этих рекомендаций существовали и ранее. «Например, надпись, знакомая каждому нашему соотечественнику: «Зроблена ў Беларусi». Она и до этого активно продвигалась, чтобы повысить заинтересованность в продукте у белорусского покупателя. Но чаще всего, когда человек приходит в магазин, он уже знает, что возьмет из импортной, а что - из отечественной позиции. Это зависит как от рекламы, так и от банальных советов соседей. Уверена, что даже если и введут кардинальные ограничения на импортный товар, то дефицита выбора у нас точно не будет. Сейчас, насколько мне известно, будут пристальнее следить за тем, чтобы ассортимент отечественного товара у нас рос», - рассказывает продавец.
Мнение
«Эффективное развитие экономики во многом зависит от рынка и особенностей его регулирования. Конечно, любой потребительский рынок нуждается в регулировании и контроле. И важно следить за качеством выполняемых мер. Товары белорусских производителей необходимы у нас в магазинах, но и импортная продукция тоже имеет большое значение, полностью от нее никогда не откажешься, - считает экономист-маркетолог Анастасия ВЫСОЦКАЯ. - Потому что есть некоторые категории товаров, которые Беларусь просто не может производить. Например, в силу климатических условий».
По мнению эксперта, повышение доли белорусских товаров в первую очередь требует изменения качества продуктов и грамотного подхода к маркетингу. Ведь, если белорусский товар хороший, его охотно будут покупать, а мерчандайзеры сами будут выкладывать отечественные продукты на самое видное место для повышения продаж без каких-либо дополнительных подписей. То же работает и с нововведением для интернет-магазинов, где, по рекомендациям МАРТ, белорусский товар необходимо визуально обозначить.
«Если рядом будет ссылка на товар более высокого качества, то никто не обратит должного внимания на другой, даже если он «зроблены ў Беларусi». Поэтому, на мой взгляд, сегодня в первую очередь необходимо заниматься продвижением белорусских товаров и их улучшением».
Реакция
В начале текущего месяца Евразийская экономическая комиссия предложила Беларуси отменить регулирование ассортимента в магазинах. «Коллегия ЕЭК признала барьером на внутреннем рынке Союза требование об обязательном ассортименте белорусских товаров на полках в магазинах розничной торговли страны. Республика Беларусь уведомлена о необходимости исполнения права ЕАЭС», - подчеркивается на официальном сайте ЕЭК. Речь идет об отмене правила обязательного процента присутствия белорусских товаров на прилавках. Нашей стране предложили устранить нарушение в сфере торговли в течение 30 дней.
На что Министерство антимонопольного регулирования и торговли ответило, что не может согласиться с данным решением, «так как Республика Беларусь не нарушает своих обязательств перед партнерами по евразийской интеграции в части применения ассортиментных перечней товаров», - сообщает МАРТ на своем официальном ресурсе.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть