241

Является ли высокий IQ в школе гарантией жизненного успеха в будущем?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 9. Подвинут доллар с пьедестала? 28/02/2023
  • Недавно был на встрече выпускников. 20 лет после окончания школы. В нашем самом обычном классе были как отличники, так и двоечники. Спустя годы оказалось, что «самые умные» не так уж далеко ушли от «самых глупых» - сегодня все имеют примерно одинаковый доход (хотя, вопреки распространенной байке, миллионеров среди двоечников тоже нет). Выходит, правду говорят: высокий интеллект совсем не обязательно означает, что человек будет обеспечен? И. Матвеев, Минск

Да, и последние исследования это подтверждают. Ученые из Линчепингского (Швеция), Лейпцигского (Германия), Утрехтского и Амстердамского (Нидерланды) университетов проанализировали уровень дохода 59 000 европейских мужчин и выяснили: многие из тех, кто получает более 60 тысяч евро в год (178 тыс. бел. руб.), находятся на весьма скромных позициях по уровню интеллекта. А у одного процента самых высокооплачиваемых работников когнитивные способности были даже чуть ниже, чем у тех, чей уровень дохода был меньше. Результаты исследования опубликованы в журнале European Sociological Review.

«Высокий уровень интеллекта не всегда гарантирует высокий доход, - соглашается психолог Валерия АЛЕКСАНДРОВСКАЯ. – Успех в самореализации зависит от многих факторов, помимо уровня интеллекта. Например, самооценки, целеустремленности, финансовой поддержки родных и везения. Отмечу и то, что IQ-тесты должны проводиться под наблюдением психолога, а лицензированные и вовсе делают лишь несколько лабораторий в мире (поэтому не стоит доверять результатам в Интернете). Но и результаты проведенных по всем правилам тестов могут меняться в зависимости от состояния человека. Например, на них может повлиять стресс, несосредоточенность на некоторых вопросах и др.».

КСТАТИ

Среди критиков IQ-тестов - профессор Гарвардского университета Говард ГАРДНЕР. Он считает, что современные тесты измеряют прежде всего логико-математический интеллект. А значит, многие другие способности человека (лингвистические, музыкальные, эмоциональные и пр.) остаются неучтенными.

Оставить комментарий (0)