421

Можно ли отказаться оплачивать доставку, если товар доставлен не вовремя?

Заказываю товары в интернет-магазине. Всегда договариваемся с продавцом о времени доставки. Но курьер уже несколько раз приезжал позже оговоренных временных рамок. Могу ли я не оплачивать доставку товара?

О. Касько, Минск

Нет, не можете, пояснила адвокат Кристина МАРЧУК.

Доставка товара  это способ исполнения продавцом обязанности по передаче товара покупателю в рамках договора купли-продажи (п. 1 ст. 428 ГК).

Доставка – способ передачи товара продавцом покупателю (а передать товар покупателю – это ключевая обязанность продавца, далее производные – своевременно, товар надлежащего качества и т.п.). В таком случае оплата всего (и доставки, и товара) – неделимая обязанность покупателя, то есть он не может оплатить товар, но не оплатить доставку, потому что доставка – это способ передачи товара (в этом суть купли-продажи), без передачи (доставки) товара покупатель его не получит. 

Есть еще вариант, когда доставка рассматривается как отдельная услуга, оказываемая покупателю.

То есть заключается договор розничной купли-продажи, по которому как дополнительная услуга доставляется товар (например, перевозится). Договор рассматривается как смешанный (с элементами купли-продажи и оказания услуг). Закон о защите прав потребителей регламентирует права заказчика услуги при ненадлежащем ее оказании.

Так, предусмотрены права требовать: 

безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (непонятно, как это сделать, если товар все-таки доставлен);

соразмерного уменьшения цены за услугу (тоже проблематично – как рассчитать «соразмерно»);

безвозмездного повторного оказания услуги, если это возможно (в рассматриваемой ситуации это невозможно);

возмещения понесенных потребителем расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами (тоже мимо, раз товар доставлен).

Потребитель также вправе расторгнуть договор об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или отступления от условий договора, ухудшившие результат услугу. Но вопрос о существенности – это оценочное понятие, и  расторжение договора возможно либо по соглашению сторон, либо через суд, то есть в одностороннем порядке расторгнуть договор нельзя.

Общее правило таково, что лицо, просрочившее исполнение, отвечает за убытки, причиненные просрочкой, и за последствия случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения.

Если вследствие просрочки исполнение утратило интерес для покупателя, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.

 Но опять-таки, сложно представить ситуацию, когда покупатель заинтересован в товаре (интерес не утрачен), но перевозка товара (которая осуществляется, чтоб покупатель получил товар) утратила для покупателя интерес. Это несовместимые ситуации. То есть, как уточнила адвокат, речь идет о возможности отказаться от принятия исполнения в виде отказа от перевезенного товара, потому что главная цель – доставить товар покупателю посредством его, например, перевозки. По договору перевозки (кто бы в роли перевозчика ни выступал – сам продавец или иной субъект) обязанность перевозчика заключается не только в перевозке (доставке), но и в выдаче груза (товара) уполномоченному на получение груза лицу (получателю). Поэтому вариант взять товар, но отказаться от перевозки не сработает.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно