650

Какую выплату Иран предложил семьям жертв авиакатастрофы под Тегераном?

WANA NEWS AGENCY / Reuters

Иран предложил выплатить компенсации семьям украинцев, погибших в результате крушения Boeing 737 «Международных авиалиний Украины» под Тегераном. Лайнер был сбит системами ПВО Ирана рано утром 8 января 2020 года.

Ранее глава республики Хасан Рухани признал, что вина в случившемся лежит только на его стране. Рухани пообещал сделать все, чтобы все виновные были наказаны, а компенсации выплачены. Речь идет о $80 тыс. каждой семье. На борту было лайнера 11 украинцев, включая девятерых членов экипажа.

Как на предложение Ирана отреагировал Владимир Зеленский?

Предложенная иранскими властями сумма компенсации семьям, по мнению президента Украины Владимира Зеленского, слишком мала. «Когда жена погибшего говорит, что муж был единственным кормильцем, а у нее работы нет и ребенку надо в институт поступать, 80 тысяч долларов — это совсем мало, — заявил он. — Мы на это не согласились. Будем давить, чтобы выплаты были больше». По словам Зеленского, человеческая жизнь не измеряется никакими деньгами, но выплаты должны быть больше. Он пообещал, что Киев будет настаивать на увеличении суммы.

Президент отметил, что каждая семья уже получила государственную компенсацию от Украины в размере 200 тысяч гривен ($8 300). Кроме того, в настоящий момент решается вопрос о компенсациях со стороны авиаперевозчика.

Кто устанавливает сумму компенсации?

По словам эксперта комитета по транспорту ГД РФ Романа Гусарова, сумму компенсации никто не устанавливает. «Если речь идет об ущербе здоровью (потеря трудоспособности, лечение и т. д.), то это хотя бы как-то можно оценить. Это все можно посчитать. А когда погибли люди и речь идет о компенсации родственникам, то как это можно оценить? Кто определит эту сумму? Почему Зеленский считает, что предложенной Тегераном суммы мало? Почему тот же Иран определил такую сумму? В подобных случаях применяется добровольная компенсация, в данном случае со стороны Ирана. Компенсацию семьям погибших в авиакатастрофах также могут выплатить местные власти. Эта сумма выплачивается помимо той, которую должна выплатить виновная сторона. Когда речь идет о событиях, которые произошли с украинским самолетом, может быть также использована международная конвенция и запущено местное законодательство в части требований к виновной стороне. Украина через международные суды может добиваться увеличения суммы компенсации. На основании конкретных фактов граждане могут потребовать компенсаций. Всегда будет учитываться, какой финансовый вклад человек вносил в семью, был ли он единственный кормилец и т. д. Если в суде найдут обоснования этому всему, то требования могут быть удовлетворены», — говорит Гусаров.

Как известно, среди жертв авиакатастрофы были не только украинцы. На борту самолета также находились 82 гражданина Ирана, 63 — Канады, 10 — Швеции, 4 — Афганистана, по 3 — ФРГ и Великобритании. По словам Гусарова, все вопросы, касающиеся компенсации, нужно решать цивилизованным путем либо через суд. «Там было немало граждан из других стран. И наверняка семьи погибших пойдут сначала через суды и дальше через международные институты будут требовать причитающуюся сумму. Не президент должен определять, достаточная сумма или нет. Тем более, Зеленский не назвал никаких конкретных сумм. Его слова можно рассматривать исключительно как политическое заявление. На мой взгляд, предложенная сумма немаленькая, и ее можно рассматривать как достойную компенсацию. Впрочем, когда речь идет о жизни людей, вообще нельзя вести торговлю, называя цифры, да и президент не должен вмешиваться в такие компенсационные вопросы и вести торги», — говорит Гусаров. 

Какие компенсации выплачивали за сбитые и взорванные самолеты ранее?

В 1963 году Болгария согласилась выплатить Израилю в общей сложности $195 тыс. в качестве компенсации за погибших пассажиров рейса 402 El AL, летевшего из Лондона в Тель-Авив. Израильский самолет Lockheed L-049 Constellation отклонился от курса на пути к Стамбулу, залетел в воздушное пространство Болгарии и был сбит у границы с Грецией.

В 1996 году США согласились выплатить Ирану компенсацию в размере $61,8 млн за 248 погибших, из расчета $300 тыс. за каждого взрослого и $150 тыс. за каждого ребенка. Компенсировать такую сумму Иран заставил власти США после подачи иска в Международный суд. Самолет авиакомпании Iran Air летел по маршруту Тегеран — Бендер-Аббас — Дубай. Через семь минут после взлета из Бендер-Аббаса, пролетая над Персидским заливом, он был сбит ракетой, выпущенной с американского ракетного крейсера Vincennes.

В 2003 году Ливия согласилась выплатить сумму в $2,7 млрд в качестве компенсации родственникам за взорванный в 1988 году над шотландским городком Локерби самолет авиакомпании Pan American. Всего каждая семья получила до 10 миллионов долларов в обмен на полное снятие экономических санкций с Триполи.

В 2003 году Украина подписала с Россией и Израилем межправительственные соглашения о компенсациях родственникам погибших в авиакатастрофе, которая произошла 4 октября 2001 года с Ту-154 над Черным морем. В соответствии с этими соглашениями Украина выплатила по $200 тыс. за каждого погибшего пассажира — 7 800 000 долларов России и 7 500 000 долларов Израилю. На высоте 11 тысяч метров самолет непреднамеренно сбила украинская зенитная ракета С-200, выпущенная в воздух во время проводившихся на Крымском полуострове украинско-российских военных учений.

В сентябре 2011 года суд в Палермо постановил выплатить $137 млн родственникам в качестве компенсации за сбитый в 1980 году самолет McDonnell Douglas DC-9-15 итальянской авиакомпании Aerolinee Itavia. Лайнер был сбит французским военным самолетом возле сицилийского острова Устика. В результате погиб 81 человек. Семьи погибших получили по миллиону долларов с лишним.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно