1040

Великая китайская цена. Как грамотно Китай размышляет о будущем

"Аргументы и факты" в Беларуси № 22. Секреты рынка 01/06/2021
Георгий Зотов / АиФ

Обозреватель «АиФ» обнаружил, что страны Чёрного континента закредитованы КНР по самое извините. У них огромные долги, а ресурсы вроде нефти и золота отдают китайцами за бесценок. Почему СССР не поступал так с африканцами?

В аэропорту эфиопской столицы Аддис-Абебы безумное количество китайцев. Их видно издалека, и выглядят они одинаково, словно отряд учёных из будущего: в одноразовых марлевых «костюмчиках» с капюшоном, в очках и масках — берегутся от опасного коронавируса. Это и бизнесмены, и строители, и сотрудники китайского правительства, и обычные рабочие из КНР. За последние 20 лет Китай вложил в Африку 140 (!) миллиардов долларов, в том числе в республики, когда-то принадлежавшие к «орбите» влияния СССР — Эфиопию, Анголу, Замбию, Танзанию, Мозамбик. В Джибути (долг этой страны КНР, как Нигера и Конго, уже превышает 25% местного ВВП) в счёт процентов за кредит китайцам разрешили поставить военную базу, ведутся переговоры и о присутствии солдат Китая в других африканских государствах. Китайские торговцы вывозят из Африки нефть, бокситы, медь, бриллианты и какао-бобы для производства шоколада. Почему же СССР потерял в Африке десятки миллиардов долларов, а китайцы работают тут с огромной прибылью? Об этом задумался обозреватель «АиФ» в Судане.

«Ищем тут свинину»

С китайским бизнесменом Ван Чжао я познакомился в одном из супермаркетов Хартума — он покупал там орехи. «Свинину вот трудно найти, — жалуется Чжао. — В Судане большинство жителей - мусульмане. Но ничего, в Эфиопии сначала этого мяса тоже не было, а теперь легко достать — много китайских потребителей появилось». Фирма Чжао (всего в Африке зарегистрированы более 10 000 китайских компаний) занимается строительством дорог при нефтяных месторождениях. Строят их строго граждане КНР — местных сотрудников никто не нанимает. Китай предоставил Судану очень выгодный кредит на строительство, но с одним условием — всем должны заниматься китайские фирмы, инженеры и даже рабочие, уборщицу со стороны и то не наймёшь. «Ты посмотри, какие автомобили в Судане и в Эфиопии, — подмечает Чжао. — Раньше тут ваши „лады“ ездили, для африканских дорог самое оно. А сейчас — либо китайские машины, либо южнокорейские, но собранные опять-таки в Китае. Советские „тачки“ в Африке раньше расхватывали как надёжные, но мы заняли ваше место: вам „ладу“ в Судане не продать».

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Им нужны лишь деньги»

Дело не только в автомобилях. Даже в моей гостинице табличка для номера «Не беспокоить» написана с иероглифами. Уличные рынки Хартума завалены копеечным китайским барахлом и детскими игрушками — в обмен на кредиты Китай также получает и особые условия в торговле, и в результате Африка погребена под грудой убогих низкопробных товаров, какие сам китаец в жизни не купит. Поднебесной плевать на идеологию и религию, её интересуют только деньги. Именно поэтому во время санкций Запада против Судана КНР получила выгодные нефтяные контракты — китайцам было по барабану, что республикой управлял исламский режим генерала Омара аль-Башира, их заботила сугубо прибыль, на мнение США в Пекине внимания не обращали. Правда, дипломатический источник «АиФ» сообщил — влив в экономику Судана $20 миллиардов, китайцы пока вложений не окупили. Но у меня как раз не имеется сомнений, что в дальнейшем это получится: в Китае не привыкли терять свои деньги. 

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Вскипятил чай — «баксы» в Пекин

Я проезжаю в Хартуме мимо китайского ресторана «Лан Тян» — он всегда забит посетителями из Поднебесной, трудно найти свободный столик. Недавно открылось ещё одно заведение — с кантонской и сычуаньской кухней, скоро появится третье кафе с иероглифами и палочками. В столице Эфиопии Аддис-Абебе таких ресторанов уже шесть, в них готовят повара из КНР, и обслуживают официанты из Шанхая и Сианя. Мой знакомый хозяин гостиницы в Эфиопии Асреф, учившийся в СССР и 20 лет проживший в Москве, тоже ввёл в меню ресторана при отеле китайские блюда. «Большой спрос, — объясняет он. — Не, ты пойми меня правильно — лично я „оливье“ обожаю, но его редко заказывают. А вот свинину в кисло-сладком соусе спрашивают каждый день». На долю китайских компаний приходится 50% всех строительных заказов Африки: мосты, аэропорты, шоссе, железные дороги воздвигают именно китайцы. Зачастую бедные африканские государства не могут расплатиться с Китаем по долгам и передают в его собственность свою инфраструктуру. Скажем, Замбия отдала КНР свою энергетическую компанию: и теперь, едва обычная замбийская домохозяйка ставит чайник на плиту, деньги за это уходят в Пекин. Китайцы также забрали в оплату кредита местную радиовещательную корпорацию, идут переговоры о передаче КНР аэропорта Лусаки.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Нефть получают бесплатно

«Китайцы гениально работают в Африке, — считает суданский экономист Абдалла аль-Мохаммед. — Они приходят такие вежливые, тихие, нежные. Не давят, кланяются, улыбаются. Скажем, Россия или Япония опасаются связываться с какими-то режимами, а они ничего не боятся. Им главное, чтобы было выгодно. И вдруг однажды ты понимаешь, что тебя опутали по рукам и ногам кредитами, кругом барахло из КНР, и твоя страна принадлежит китайскому бизнесу. Китай предложил Танзании построить порт — с правом аренды на 99 лет! Русские не смотрят так далеко — а вот, наверное, и напрасно». Танзания, кстати, от строительства порта отказалась — местные власти смутило, что китайцы рассматривают землю и сам объект как свой собственный. Ещё раньше проект аэропорта отвергла Сьерра-Леоне — китайский бизнес поставил слишком жёсткие условия. Но в том-то и дело, что африканцам некуда деваться. Бывший союзник СССР Ангола стал главным партнёром Китая на континенте (торгуют на $25 миллиардов в год), китайцы протягивают дороги от Луанды в провинции, развивают нефтяные месторождения. Взамен гости из Пекина получают скидки на нефть — она достаётся им почти бесплатно.

В супермаркетах Хартума на полках имеется аж два вида соевого соуса и китайская лапша — у неё есть покупатели. Китай уже построил в Африке 12 000 километров шоссе и железных дорог, воздвиг 20 морских портов и 80 энергетических объектов. Он спокойно раздаёт взятки, чтобы получить выгодные контракты, и не играет в дружбу. Куча африканских стран сидит в китайской долговой яме, а китайские торговцы влёгкую захватывают местные рынки. КНР везёт из Африки нефть, алмазы, железную руду, медь, получает сотни тысяч рабочих мест для своих граждан. СССР же потерял в Африке десятки миллиардов долларов, строя для наших «друзей» фабрики, комбинаты, плотины, бесплатно поставляя оружие и раздаривая кредиты. Долги нам никто не вернул. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Подписка в 2020 году



Топ 5 читаемых